Средневековый Китай - искусство

Главная » Верования древних

Иоханнес Иттен \

Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии, однако сравнительно с индийским, китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нем больше ощутима поэтическая раздумчивость. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.

Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов.

Эпоха феодализма отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания - сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах.

Средние века - это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока. Искусство Китая в значительной мере служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи и Вьетнама, по-своему осмысливших китайскую письменность и образы китайского искусства. В свою очередь и Китай много заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда пришел буддизм на рубеже средневековья, Китаем были восприняты образы буддийской пластики.

В развитии феодальной культуры страны можно выделить несколько наиболее важных этапов. Это ранний период /4-6 века/, период расцвета /7 -13 века/ и поздний период /14 - середина 19 века/ завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. На раннем этапе средневековья представления об устройстве «мира полнее всего связывались с буддийской пластикой. Со временем, когда буддизм утратил свою ведущую роль, слившись с древними культами природы, образ Будды отождествлялся со всем мирозданием, а главное место в искусстве Китая заняла живопись, позволившая в более наглядной и поэтической форме . Это крупнейший в мире дворцовый комплекс, созданный миллионами строителей и сотнями тысяч художников, мастеров резьбы по камню и дереву, живо­писцев. Отличительной чертой китайской архитектуры является тончайшая гармония построек с окружающим природным ланд­шафтом. Самобытные элементы декора и оригинальные цветовые решения придают китайской архитектуре уникальность и особую художественную ценность. 

Живопись

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи­вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин­ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы­ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц. Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича­лась глубокой философичностью и историзмом.

Китайская средневековая живопись (128 работ) \

Средневековый Китай. Скульптура. Период династии Тан

Со времени 4—5 веков в области развития скульптуры происходят большие изменения. В буддийских монастырях Лунмынь в провинции Хэнань, Майцзи-шань, Цяньфодун в Ганьсу и других памятники танского времени представлены значительно полнее. Искусство скульптуры становится более зрелым. Наблюдается довольно полное знание анатомии человеческого тела, более свободное изображение фигуры, нередко передаваемой в движении. При соблюдении иконографических традиций, связывающих скульпторов, в облик божества вкладываются жизненные черты, передаются мягкость и объемность тела, округлые лица полны глубокого внутреннего спокойствия. В них отсутствует мистическое выражение, свойственное произведениям вэйской пластики. В скульптурах воинов — охранителей будды усилена лепкой выпуклость мышц. Отныне идея сверхчеловеческого, божественного оформляется не в мистической отвлеченности выражения лиц святых, а путем показа физической силы или совершенной красоты тела. Значительно свободнее становится трактовка ткани, сквозь которую ощущаются формы тела. Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является колоссальная скульптура Будды Вайрочана в Лун-мыне. Несмотря на большие размеры, в ее исполнении наблюдается много мягкости и человечности.

Замечательным произведением надгробной скульптуры, достигшей при танской династии наивысших достижений, являются шесть каменных рельефов из гробницы императора Тай-цзуна с изображением его боевых коней. Скульптор выполнил их с большой силой выразительности и подлинным реализмом.

Источники: studopedia.ru, wikiwhat.ru, www.nitpa.org

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Нахимов Павел Степанович

Нахимов Павел Степанович - флотоводец, герой Крымской войны. Родился в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской ...


Самое большое судно в мире

Корпорация Shell спустит на воду самое большое судно в мире, которое когда-либо было создано на земле. Никакие Титаники ...


Комната под Сфинксом

Ряд  древнеегипетских настенных надписей повествуют  о загадочных скрытых камерах. Они именуются как «Палата архивов» и «Зал записей». ...


Асгард – город богов

Асгард – город богов. Поэтому вместе с Одином землей и небом правят еще двенадцать богов-асов. Старший сын Одина, ...


Cущества океанов

Морякам флотов разных стран периодически приходится сталкиваться с различными аномалиями природного и неприродного характера. Но одно ...


Эриманфский вепрь

Недолго отдыхал Геракл после охоты на Керинейскую лань. Оправившись от потрясения, Эврисфей приказал Гераклу изловить живьем свирепого вепря, ...


Гномы Бретони: горики

В Бретани верят в карликов, или гномов, которых в раз­личных частях страны называют крионами, курилами или ...


 

Самые читаемые

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

Освоение космоса в СССР

Освоение космоса в СССР было одним из главных достижений советской науки. ... Далее

Немейский лев

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Тот поручил герою ... Далее

Похищение Цербера

Последний подвиг Геракла был самым трудным: Эврисфей приказал Гераклу спуститься под ... Далее


© 2010-2016 Объектив-N: Предания и легенды