Средневековый Китай - искусство

Главная » Верования древних

Иоханнес Иттен \

Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии, однако сравнительно с индийским, китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нем больше ощутима поэтическая раздумчивость. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.

Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов.

Эпоха феодализма отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания - сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах.

Средние века - это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока. Искусство Китая в значительной мере служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи и Вьетнама, по-своему осмысливших китайскую письменность и образы китайского искусства. В свою очередь и Китай много заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда пришел буддизм на рубеже средневековья, Китаем были восприняты образы буддийской пластики.

В развитии феодальной культуры страны можно выделить несколько наиболее важных этапов. Это ранний период /4-6 века/, период расцвета /7 -13 века/ и поздний период /14 - середина 19 века/ завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. На раннем этапе средневековья представления об устройстве «мира полнее всего связывались с буддийской пластикой. Со временем, когда буддизм утратил свою ведущую роль, слившись с древними культами природы, образ Будды отождествлялся со всем мирозданием, а главное место в искусстве Китая заняла живопись, позволившая в более наглядной и поэтической форме . Это крупнейший в мире дворцовый комплекс, созданный миллионами строителей и сотнями тысяч художников, мастеров резьбы по камню и дереву, живо­писцев. Отличительной чертой китайской архитектуры является тончайшая гармония построек с окружающим природным ланд­шафтом. Самобытные элементы декора и оригинальные цветовые решения придают китайской архитектуре уникальность и особую художественную ценность. 

Живопись

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи­вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин­ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы­ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц. Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича­лась глубокой философичностью и историзмом.

Китайская средневековая живопись (128 работ) \

Средневековый Китай. Скульптура. Период династии Тан

Со времени 4—5 веков в области развития скульптуры происходят большие изменения. В буддийских монастырях Лунмынь в провинции Хэнань, Майцзи-шань, Цяньфодун в Ганьсу и других памятники танского времени представлены значительно полнее. Искусство скульптуры становится более зрелым. Наблюдается довольно полное знание анатомии человеческого тела, более свободное изображение фигуры, нередко передаваемой в движении. При соблюдении иконографических традиций, связывающих скульпторов, в облик божества вкладываются жизненные черты, передаются мягкость и объемность тела, округлые лица полны глубокого внутреннего спокойствия. В них отсутствует мистическое выражение, свойственное произведениям вэйской пластики. В скульптурах воинов — охранителей будды усилена лепкой выпуклость мышц. Отныне идея сверхчеловеческого, божественного оформляется не в мистической отвлеченности выражения лиц святых, а путем показа физической силы или совершенной красоты тела. Значительно свободнее становится трактовка ткани, сквозь которую ощущаются формы тела. Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является колоссальная скульптура Будды Вайрочана в Лун-мыне. Несмотря на большие размеры, в ее исполнении наблюдается много мягкости и человечности.

Замечательным произведением надгробной скульптуры, достигшей при танской династии наивысших достижений, являются шесть каменных рельефов из гробницы императора Тай-цзуна с изображением его боевых коней. Скульптор выполнил их с большой силой выразительности и подлинным реализмом.

Источники: studopedia.ru, wikiwhat.ru, www.nitpa.org


Это интересно

Ушкуйники

Ушкуйники или повольники — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин, формировавшихся для захвата ...


Сколько лет Вселенной?

Задавшись целью проверить при­нятые значения межгалактичес­ких расстояний, сотрудники Уни­верситета штата Огайо изобрели метод измерений, по точности ...


Дерзость Локи

Как-то раз, асы пировали у морского бога Эгира. Они пили пиво, а Браги – бог поэтов, красноречиво ...


Баллада о маркизе де Геранде, писаре из Гарлона и красавице Аннаик. Часть1

Бретонцы рассказывают историю о грубом и жестоком молодом аристократе, Луи-Франсуа де Геранде, сеньоре Локмарии, который жил в первой ...


  • Орангпендек – лесной человек

    Современные инженеры от авиации и космонавтики, которым пришлось увидеть и оценить эти амулеты из золота, найденные археологами в могилах колумбийских...

  • Лесной дух Малайзии мавар

    Согласно воле Брахмы владыкой над звездами и планетами, а также жрецами, обрядами и растениями, стал бог...

Самые читаемые

Важность правильной постановки цели в бизнесе

Итак, каждое предприятие имеет свои цели. Если, к примеру, организация занимается благотворительностью, то ... Далее

Славянские мифы о сотворении мира

 Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога Рода. Прежде, ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. ... Далее

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды