Главная » Верования древних

Средневековый Китай - искусство

Иоханнес Иттен \

Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии, однако сравнительно с индийским, китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нем больше ощутима поэтическая раздумчивость. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики. В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств.

Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов.

Эпоха феодализма отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания - сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах.

Средние века - это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока. Искусство Китая в значительной мере служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи и Вьетнама, по-своему осмысливших китайскую письменность и образы китайского искусства. В свою очередь и Китай много заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда пришел буддизм на рубеже средневековья, Китаем были восприняты образы буддийской пластики.

В развитии феодальной культуры страны можно выделить несколько наиболее важных этапов. Это ранний период /4-6 века/, период расцвета /7 -13 века/ и поздний период /14 - середина 19 века/ завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. На раннем этапе средневековья представления об устройстве «мира полнее всего связывались с буддийской пластикой. Со временем, когда буддизм утратил свою ведущую роль, слившись с древними культами природы, образ Будды отождествлялся со всем мирозданием, а главное место в искусстве Китая заняла живопись, позволившая в более наглядной и поэтической форме . Это крупнейший в мире дворцовый комплекс, созданный миллионами строителей и сотнями тысяч художников, мастеров резьбы по камню и дереву, живо­писцев. Отличительной чертой китайской архитектуры является тончайшая гармония построек с окружающим природным ланд­шафтом. Самобытные элементы декора и оригинальные цветовые решения придают китайской архитектуре уникальность и особую художественную ценность. 

Живопись

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи­вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин­ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы­ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц. Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича­лась глубокой философичностью и историзмом.

Китайская средневековая живопись (128 работ) \

Средневековый Китай. Скульптура. Период династии Тан

Со времени 4—5 веков в области развития скульптуры происходят большие изменения. В буддийских монастырях Лунмынь в провинции Хэнань, Майцзи-шань, Цяньфодун в Ганьсу и других памятники танского времени представлены значительно полнее. Искусство скульптуры становится более зрелым. Наблюдается довольно полное знание анатомии человеческого тела, более свободное изображение фигуры, нередко передаваемой в движении. При соблюдении иконографических традиций, связывающих скульпторов, в облик божества вкладываются жизненные черты, передаются мягкость и объемность тела, округлые лица полны глубокого внутреннего спокойствия. В них отсутствует мистическое выражение, свойственное произведениям вэйской пластики. В скульптурах воинов — охранителей будды усилена лепкой выпуклость мышц. Отныне идея сверхчеловеческого, божественного оформляется не в мистической отвлеченности выражения лиц святых, а путем показа физической силы или совершенной красоты тела. Значительно свободнее становится трактовка ткани, сквозь которую ощущаются формы тела. Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является колоссальная скульптура Будды Вайрочана в Лун-мыне. Несмотря на большие размеры, в ее исполнении наблюдается много мягкости и человечности.

Замечательным произведением надгробной скульптуры, достигшей при танской династии наивысших достижений, являются шесть каменных рельефов из гробницы императора Тай-цзуна с изображением его боевых коней. Скульптор выполнил их с большой силой выразительности и подлинным реализмом.

Источники: studopedia.ru, wikiwhat.ru, www.nitpa.org

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Самая большая бензопила в мире

В наше пора бензопила есть, почти, у каждого владельца загородного дома: регулярно возникает надобность в заготовке дров, ...


Жанна де Бельвиль

XIV век был неспокойным временем: Франция страдала от внутренних конфликтов, усугубляемых Столетней войной. В это время девушка по ...


Приложения Андроид и их преимущества

Android и дальше продолжает своё стремительное победоносное шествие по всему миру. На рынок одно за другим выпускают ...


Письменность в Древнем Египте

Система письменности в Древнем Египте сложилась к началу I династии, то есть примерно в 4 тысячелетии до ...


Производство водорода на Луне

Группа американских ученых из Национального космического общества и Фонда исследования космического пространства рассказала о способах снижения стоимости колонизации ...


Золотое кольцо России - Суздаль

Суздаль является административным центром. Его основное направление в развитии — туристическое. Этот город-заповедник состоит в списке ...


Проклятие мумии

В 1902 году была обнаружена гробница с мумией жрицы храма Амона-Ра из Стовратных Фив. Однако радости данная ...


 

Самые читаемые

Ремесленники в Древнем Египте

Уже в раннем бронзовом периоде ремесленники Древнего Египта и Месопотамии производили ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила ... Далее

Причины раздробленности Руси

Киевская Русь в годы своего расцвета была одним из самых мощных ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды