Славянский ад

Пекло – это славянский, языческий ад. "Пекло", по всей вероятности, является позднейшим представлением славян, которое основано на заимствовании понятий из других верований, в частности, христианства. В древнейшем язычестве данного понятия не существовало, и, по сути, оно является современным мифотворчеством. Доказывает отсутствие пекла в древнем язычестве на Руси и тот факт, что понятие огненного подземного мира характерно для южных стран, где жаркая погода является губительной, тогда как на территории северных стран подземный мир представлялся ледяным, так как в сознании древнего язычника, зима, снег и лёд являются проявлениями подземного мира смерти.

Славянский ад - многие заблуждаются на этот счет

Всё же, здесь рассмотрим это современное представление, чтобы разобраться, что подразумевается под этим понятием. Пекло - это полная противоположность Ирия. По представлениям некоторых современных язычников, это место находится под землёй и являет собой горящую смолу. Заведует им или является его хозяином Чернобог, Мара и другие тёмные Боги. Если Правь – это загробный мир, в котором души находят свой настоящий дом, возвращаются после земной жизни в родные места, где живут все предки, то Пекло предназначено для тех, кто сделал много зла и сотворил много бед. Что творится в месте под именем Пекло, можно только догадываться. Разные источники трактуют происходящее там по-разному.

По одной из версий, попавший в Пекло грешник попадает в кузницу Пекленца, который своим волшебным молотом выбивает из души всё чёрное и тёмное, что та успела накопить за жизнь, а когда та становится чистой искрой, передаёт её Живе, и та в свою очередь сажает её в новое земное тело, чтобы в новой жизни он исправил все свои ошибки. По другой версии, недостойные души, которые лишились поддержки светлых богов и Рода, попадают в огненное подземелье, которое находится во власти тёмных богов. Тёмные Боги сжигают душу в огненной смоле.

Ад у славян

Нет ничего удивительного в том, что культура любого народа включает в себя ряд космогонических мифов, в той или иной степени отражающих устройство Вселенной. В этом смысле реальность чаще всего делится на своеобразные «пласты», которые определяются целым спектром характерных черт. Пласты взаимодействуют и сущности переходят из одного в другой, образно говоря, меняя свое «агрегатное состояние». Самый простой пример – земной мир, рай и ад .

Для славян ад, рай, чистилище и прочие понятия данного ряда попросту не существовали.Как и в древнескандинавской эзотерике у славян рай, ад и прочие нагромождения максимально метафоризированных и абсолютно нереалистичных описаний заменяются вполне адекватными топосами. И здесь очень важно понимать, что, в частности, Навь – это не славянский ад, а Правь – это не славянский рай. Здесь речь идет о принципиально иных категориях, потому что наши Предки никогда не делили мир на «черное» и «белое», абсолютно четко понимая, насколько сложна и многообразна Вселенная.

Начнем с базиса. Явь у славян – это трехмерный мир, если так будет проще – физический, платоновский мир вещей. Самая очевидная аналогия – Мидгард у древних скандинавов, хотя известно, что многие восточнославянские племена, в частности – племена, населявшие побережье Балтики, так

Славянский ад народная традиция противопоставляет раю-ирию

же использовали данное понятия. Но в контексте тематики данного материала важно другое. Важно то, что понятие «Явь» у славян вполне очевидно происходило от слова «явный», то есть «видимый» или «зримый», хотя в современных славянских эзотерических учениях принят иной подход, обратный: слово «явный» и его производные этимологическипроизошли от понятия «явь». Насколько это справедливо – другой вопрос, важно, что само понятие существует и его значение недвусмысленно.

Итак, после физической гибели человек в любом случае попадает в Навь. Навь у славян это, как бы мы сейчас казали, загробный мир. Но данное понятие не имеет негативного оттенка, оно нейтрально, и его ближайшая аналогия – Дуат, загробный мир из древнеегипетской мифологии. То есть у славян фактически Вселенная делилась на два пласта – Явь и Навь, мир живых и мир мертвых, сменивших свое физическое тело на иное. Правь у славян никогда не являлась самостоятельным миром или отдельным пластом реальности, это очень важно, потому что сегодня многие заблуждаются на этот счет. Фактически Навь разделена на два «уровня» или измерения – это Темная Навь и Светлая Навь . По легенде изначально вся Навь была Светлой, то есть понятия Навь и Правь имели одно значение. Но затем Чернобог создал Темную Навь, которая населилась разными злыми сущностями. Это злоба, ненависть и печаль людей, концентрированная и воплощенная. Кроме того, в Темную Навь попадают люди, чья жизнь была неправедной. В этом смысле у славян все было достаточно просто: чти Предков и живи по совести. Это два принципа, составляющие жизнь праведную. Все остальное – убийство, кража и далее по списку – это лишь действия, выполняемые человеком в зависимости от обстоятельств и в соответствии с совестью .

Правь у славян считалась местом, в котором живут боги и праведные люди. При этом важно отметить, что Правь имела семь уровней , боги жили лишь на четвертом. Это достаточно любопытное замечание, которое заставляет задуматься человека с живым, пытливым умом. Аналогичные вопросы возникают при прочтении Эдды , в частности – при упоминании Утгарда.

Таким образом, у славян Явь, Навь и Правь в совокупности представляли собой четко определенную систему мироздания. Здесь не было места пытаемым грешникам и прочей ереси, потому что в Темной Нави, в мертвом мире, в котором нет ни солнца, ни жизненной энергии, существование человека становится наказанием само по себе. Поэтому такие понятия как «славянский ад» или «славянский рай» выглядят настолько глупо и низко, что употреблять их может лишь исключительно невежественный человек. И тут можно отметить еще один нюанс, отличающий славянское «мироустройства» от, например, христианского. У христиан ад и рай – это окончательные пункты назначения, то есть попав в любое из этих мест, выбраться из него уже нельзя. У славян Навь часто пересекаются с Явью, земным миром, и не только в плане мифологических сюжетов. Речь идет о том, что желание и воплощенное намеренье человека определяют его бытие в любом мире. Правь – не предел, как минимум, нашим Предкам были известных лишь четыре «неба» этого мира, из семи. Навь – отражение Прави, со своей градацией, со своей иерархией, но «в другую сторону», со знаком минус.

Ад в славянской мифологии

У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные представления об аде смешиваются с народными либо сосуществуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях.

Православная книжная и народная традиция противопоставляет ад раю, а католическая с XII в. выделяет на «том свете» еще и чистилище. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, например, в полесских обмираниях, то есть в рассказах о посещениях «того света». Ад и рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно ирию. В народной духовной поэзии ад и рай разделяет:

  • огненная река — в русской,
  • стена — в сербской традициях..

В Боснии рай мыслится на небе, а ад — под землей, при этом ад весь охвачен огнем и у грешников горит то глаз, то рука, то все они варятся в котле . Такая картина ада типична для большинства славянских представлений. У гуцулов — на острове посреди моря, у белорусов — на краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками.

Синоним ада — преисподняя отражает представления об аде, находящемся под землей, совпадающие или восходящие к древнееврейскому ветхозаветному представлению о нём как о «рве преисподнем», «царстве мрака», «стране тьмы и сени смертной», где сам свет подобен темной ночи

Сам ад мыслится как:

  • место обитания бесовской силы;
  • место вечно пылающего огня — ср. церковнославянское «геенна огненная»;
  • вечного мрака, как глубокое темное подземелье, озеро кипящей смолы.

Из последнего происходит название ада в восточное Полесье — смола, которое соотносится с древнеславянским представлением об аде как о «пекле». В Белоруссии было распространено верование, что ад — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и бесами. Ими управляет самый старый бес Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аду «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об аде известны в сказках и быличках. Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «бесовскими окнами» - это вход в ад.

Он может мыслиться у славян и как пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом на «тот свет» вообще. Для книжной апокрифической традиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками-демонами, львом — у западных славян, собакой — у южных славян, змеей — у русских старообрядцев.

Путь души на «том свете» проходит через мост в виде тонкого волоса, бревна, настила и т. п. , пролегающего над адом — пропастью, кипящей смолой и т. п. Грешные души срываются и падают в ад, а праведные проходят в рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и отчасти восточным славянам.

Славянский ад и волшебный молот

Ад — место вечных мук, отсюда диалектное болгарское и македонское название ада вечна. Грешники мучаются вечно в огне, смоле, реже в воде, их бьют раскаленными прутьями, их пожирают змеи, черви, их подвешивают на крюке за ребро, за язык, они лижут раскаленную сковороду, страдают от жажды, голода, от капающей на голову раскаленной серы. Восточные славяне считали, что муки в аду прекращаются на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены.

Источники: web-kapiche.ru, radogost.ru, miryasnosveta.ru

Тесей и Минотавр

Видение Джуд-Хаэля. Девушка с небес

Ответ Тора гному Альвису

Змеи-наги

Подземное укрытие подлодок

В 19471955 годах в Балаклаве был построен секретный подземный комплекс для ремонта, снаряжения и укрытия подводных лодок. Располагается он внутри ...


Сферические солнечные батареи

Испанская инженерно-архитектурная лаборатория Rawlemon www.rawlemon.com изобрела солнечную батарею в виде сферы. Это стеклянный шар, наполненный водой, и оптическая система, позволяющая ...


Луна-16

Посадочная платформа была унифицирована для всех станций серии Е-8, к ним относилось три типа: Е-8-5, Е-8М и Е-8С. Станции ...


Земледелие в Древнем Египте

 Общественный строй в Египте был достаточно необычен для древнего мира. В Египте не было развито рабство и не было такого сильного ...


Древнегреческий театр

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только ...


Созвездие - Волосы Вероники

Волосы Вероники - одно из немногих созвездий, название которых связывается с исторической личностью. Легенда об этом созвездии и сегодня волнует людей ...


Битва за Москву

Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три ...