Паровой автомобиль

первые паровые авто имели громоздкий вид

Современные исследователи останавливают свой взгляд на различных типах двигателей, которые смогли бы стать альтернативой двигателям внутреннего сгорания, которые практически достигли пика своих возможностей. Сегодня в качестве серьезной альтернативы рассматривается лишь электропривод и в некоторой степени - двигатель на сжатом воздухе.

Тем не менее, существуют различные типы двигателей внешнего сгорания, которые обладают колоссальным потенциалом, превосходя по ряду своих параметров традиционные ДВС. Прежде всего к особенностям двигателей этого типа относят их способность развивать значительный крутящий момент с нуля оборотов! Для ДВС этот параметр достигает приемлемых значений примерно с 2000 оборотов (для дизелей - чуть меньше). Это обстоятельство позволяет обходиться без коробки передач и не переживать, что двигатель заглохнет - он может разгоняться с нуля оборотов, работая в принципе на любом топливе, включая уголь, дрова и т.д. Итак что же это за двигатели. Прежде всего - это двигатель Стирлинга и паровой двигатель. В данном материале акцент сделан именно на паровом автомобиле, как на транспортном средстве, уже применявшемся на заре автомобилестроения.

Прежде всего, нужно сказать, что паровой двигатель является тепловым двигателем внешнего сгорания, преобразующим энергию пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала.

Паровая машина Фердинанда Вербиста

История помнит об отце Фердинанде Вербисте , фламандский миссионере-иезуите XVII века в Китае во время династии Цин. Он был опытным математиком и астрономом и сумел доказать, что европейские точные науки были более точными, чем китайские. Вербист работал в качестве дипломата, картографа и переводчика, поскольку он говорил на латыни, немецком, голландском, испанском, иврите и итальянский. Он написал более тридцати книг.

Вербист разработал, по некоторым утверждениям, первое в мире самоходное транспортное средство – прообраз первого автомобиля. В 1672 года он спроектировал игрушку для китайского императора. Это была самоходная повозка с паровым приводом. Она была всего 65 см длиной, и, следовательно, не предназначена для перевозки водителя или пассажиров. В сферическом котле образовывался водяной пар, откуда тот направлялся на лопасти паровой турбины, которая приводила в движение задние колеса.

Первый паровой автомобиль

24 декабря 1801 года в городе Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль. Машина была рассчитана на восемь пассажиров и приводилась в движение паровой машиной с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления на раме между двух огромных задних колес. Уголь в котел подбрасывал стоявший на запятках кочегар. В 1829 году паровики стали самым быстрым транспортом для пассажиров – скорость вместительных омнибусов достигала 24 км/ч.

В 1834 году паровой омнибус Мачерони и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность — 2740 км без какого-либо ремонта. Серьезной преградой развитию паромобилей стали лошади, которые пугались при виде грохочущего и извергающего пары экипажа и становились неуправляемыми. На паровые автомобили ополчились также конные компании и владельцы дорог.

Паровой автомобиль Леона Серполле

Существенный вклад в развитие автомобилей данного типа внес француз Леон Эммануэль Серполле. С раннего возраста в мастерской своего отца он увлекся конструированием паровых двигателей. В созданном ним паровом двигателе, вода нагревалась в трубках, а не в котле. При этой конструкции вода превращалась в пар гораздо быстрее. В 1881 году Леон Серполле переехал в Париж и основал небольшую фирму. Там он сделал свой первый рабочий паровой автомобиль - деревянный трехколесный двуместный экипаж, испытания которого прошли в 1887 году. Были изготовлены 4 таких паровых автомобилей фирмой "Пежо" . Один из них демонстрировался на Всемирной выставке в Париже. Позже, в 1891 году Серполле сконструировал паровой четырехместный автомобиль 4/6CV. Постоянно усовершенствуя паровой двигатель Серполле начал применять жидкое топливо. Совместно с Фрэнком Гарднером, который занимался созданием автомобилей с ДВС, Серполле открывает предприятие Гарднер-Серполле . Под этой маркой в 1902 году был выпущен гоночный паровой автомобиль, на котором в Ницце был установлен рекорд скорости более120 км/ч.

Model E

Паровой автомобиль Model E компании Doble Steam Motors был представлен в 1924 году был фантастически сложен и технически великолепен. На этой модели использовался керосиновый парогенератор и четырехцилиндровый мотор. Два цилиндра высокого давления получали пар непосредственно от парогенератора, выходящий из них отработавший пар поступал в два цилиндра низкого давления, отдавал оставшуюся энергию и направлялся в конденсатор. Паровая машина составляла единое целое с задним мостом, не было даже карданного вала, который мог бы создавать лишние вибрации или гудение. Характеристики этого творения были поистине впечатляющими - 150 км/ч и разгон до 100 км/ч за 8 сек.

паровой двигатель имеет ряд важных преимуществ перед ДВС

Даже звук у этого автомобиля был особенный. Когда водитель поворачивал ключ зажигания, из-под капота доносился могучий вздох, который сменялся приглушенным горловым рычанием. Однако проходило полминуты, и этот звук стихал. Когда машина трогалась, она уже не производила никаких звуков, кроме мягкого шелеста шин. Обычный нервный ритм переключения передач, сопутствующее ему подвывание двигателя — ничего этого не было, поскольку в Model E отсутствовали коробка передач и сцепление. Водитель просто открывал дроссель , и машина разгонялась — свободно, без напряжения. Скорость росла без сбоев и провалов.

Когда зимой 1924 братья Добл привезли свой автомобиль на испытания в Нью-Йорк — Model E подвергся очень суровым условиям для паровых машин. Всю ночь автомобиль простоял в холодном гараже, после чего провел еще около часа на морозном воздухе на улице. Затем включили зажигание — и паровой котел мгновенно проснулся и зарычал! Рабочее давление было достигнуто за фантастические для паровиков 23 секунды. Промерзшая на сильном морозе машина рванула с места уже через несколько десятков секунд — невиданный результат для паровых машин.

Автомобили с революционным паровым двигателем рекламировались как «Magnificent Doble — «великолепный Добл». И они действительно были прекрасны. К сожалению, сложнейшие технические решения, перфекционизм создателей в выборе деталей и роскошная отделка поднимали стоимость автомобиля до гигантских  для того времени 18 тысяч долларов. Такие машины могли позволить себе только очень богатые люди, поэтому один из самых знаменитых паромобилей в истории человечества был выпущен тиражом всего в 50 экземпляров, после чего в 1931 году компания Doble Steam Motors закрылась.

В то время паровые автомобили уверенно лидировали в конкуренции с бензиновыми и электрическими и использовались примерно до 30-х годов прошлого века. Однако паровые двигатели имели очень малое КПД, поэтому в начале ХХ века на автомобилях они были заменены двигателями внутреннего сгорания. Автомобили стали более надежными, легкими, экономичными и скоростными.

Тем не менее, преимущества парового двигателя никто не забыл, и все большее количество инженеров пытаются возродить эту идею на новом технологическом уровне. В случае успеха мы действительно можем увидеть технику небывалой надежности и экономичности.

Источники: pressa.tv, dic.academic.ru, wtfpost.ru, fotoprom.com, www.letopis.info, www.calend.ru, istarik.ru

Карнак - загадка монолитов

Царь драконов

Царь Соломон

Загадка Сфинкса

Зарядка устройств на расстоянии

Apple  работает над технологией беспроводной зарядки, которая может быть развернута в ее устройствах уже в 2017 году, согласно сообщениям агентства Bloomberg. Технология ...


Правление Петра 1

Правление Петра 1-го было одним из самых знаменательных событий в истории России. Масштабы и стремительность, с которыми проводились петровские реформы, ...


Решетка из сверхпрочной керамики создана на 3D-принтере

Дальнейшее развитие техники находится в прямой зависимости от доступных технологий в материаловедении. Если говорить точнее, многие смелые проекты, возникшие еще ...


Атомные часы

Принцип работы цезиевых атомных часов заметно отличается от других как атомных, так и других часов. Чем же именно они отличаются? ...


Реформация в Германии и Швейцарии

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борь-ба ...


Бастет

Бастет очень популярная египетская богиня, которая выглядела как черная кошка, или грациозная девушка с кошачьей головой. Она носила титул Матери ...


Красоты Бразилии

Наверное, каждому захочется побывать в загадочной стране, где экзотическая природа. И вот возможность такая представилась, и туристы отправились в ...