Архитектура Древней Индии

Главная » Тайны древних цивилизаций

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

Для любого представителя европейской цивилизации далекая Индия и по сей день остается некоей сказочной страной, знакомой нам по интересным религиозно-философским направлениям, увлекательным сказкам и оригинальной мифологии. Вся культурная оболочка индийского общества представляет собой сплав традиций разных народов, взаимодействующих и переплетающихся на протяжении тысячелетий.

Неудивительно, что и в архитектуре Индии присутствуют в той или иной форме десятки стилей, подчас совершенно разнонаправленных, сочетания которых не найдешь ни в одной другой стране мира.

Наиболее древние памятники

Представители обитавшей еще в период XXIII-XX вв. до н. э. в долине великой реки Инд цивилизации сумели достичь высокого мастерства в строительстве крупных городов. Их творения ничуть не уступали величественным памятникам архитектуры Древнего Египта и Месопотамии. Археологи и сегодня продолжают восхищаться и заново открывать всему миру осколки, оставшиеся от древнего государства Харрапа. Его строители достигли значительных высот в прокладывании основных городских коммуникаций , без которых человечество не может обойтись и сегодня.

Еще в первом тысячелетии нашей эры на территории древней Индии можно было наблюдать несколько типов храмов. В южных районах это были образцы дравидийской архитектуры, отличавшиеся:

  • Колоннами со сложной резьбой, изображавшей сражения воинов, богов, замысловатые движения танцовщиц и деяния царей;
  • Пирамидальными башнями большой высоты;
  • Стенами, богато декорированными рельефами и скульптурами.

Для северных районов страны были характерны религиозные сооружения, выполненные в стиле Нагара. Башни данных построек имели форму ульев.

Влияние на архитектуру буддийской философии

Распространение буддийской религии по территории полуострова Индостан оставило свой след и на архитектурных сооружениях. К ним относятся ступы или хранилища святынь, монастыри и храмовые постройки. Известным свидетельством высокого культурного развития служат буддийские реликвии, возникшие во время правления царя Ашоки. Религиозные сооружения периода 3 века до н. э. содержат большое количество колонн, увенчанных фигурами слонов, львов, коров и других почитаемых в Индии животных.

Всемирную известность имеют произведения резной архитектуры. В частности, храм Кайласанатха в Эллоре, посвященный богу Шиве, представляет собой настоящий многоэтажный комплекс. Все его колонны, залы и барельефы вырубались в толще скалы древнеиндийскими мастерами на протяжении более сотни лет.

Не избежала древнеиндийская архитектура и исламского влияния. Своеобразным сплавом этих традиций и настоящими памятниками, имеющими мировое значение, являются такие сокровища, как Красный Форт, Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри и прочие сооружения. Данный стиль оказал свое влияние и на архитектуру 19 века, воплотившись в произведениях такого известного направления, как индо-готика.

Особенности архитектуры

Культура Древней Индии развивалась в соответствии с законами Вед, которые подчеркивают важность единства жизни во всех ее проявлениях. Данная идея насквозь пронизывает не только философию Древней Индии, но и ее искусство, что нашло своё отражение в синтезе архитектуры и скульптуры, которые были неотделимы друг от друга. Так, скульптурные произведения, достигавшие порой гигантских размеров, использовались для оформления стен храмов.

Одной из главных проблем понимания скульптуры и архитектуры Индии является признание уникальности и многообразия этой древней культуры, что очень сильно повлияло на формирование современного мира и становление его характера. Поэтому в каждом архитектурном и скульптурном произведении Древней Индии прослеживается религиозная символика, прежде всего барельеф.

Особенность архитектуры Индии заключается в гармоничном единении с природой, поэтому многие древние индийские храмы строились в пещерах. Большинство древнеиндийских архитектурных и скульптурных памятников изготавливались из дерева, поэтому до наших дней они не сохранились.

Наидревнейшие образцы архитектуры и скульптуры Древней Индии, которые мы можем лицезреть сегодня это джайнитские, индуистские и буддийские храмы.

Помимо храмов и дворцов, зодчие Индии возводили тщательно спланированные города. Так, самыми главными архитектурными свидетельствами древности стали развалины городов Мохенджо-даро и Хараппа .

К середине I тыс. н.э. стал формироваться характерный стиль храмовой архитектуры Индии, в котором особое место занимали монументальные произведения зодчества. В этот период при строительстве начал применяться камень, что позволило архитекторам и скульпторам того времени создавать более надежные каменные сооружения.

Скульптура Древней Индии органично сочетает в себе одухотворенную древнегреческую пластику и полнокровную чувственность индийских богов. Так, прототипами для скульптур Будды стали древнегреческие скульптуры, закутанные в мантию, а поучения, жесты и поза Будды были взяты из местного обихода.

Особое место в древнеиндийской скульптуре занимали мастерски обработанные камни, ставшие культурной ценностью Древней Индии стамбхи. Они представляли собой столбы, на вершине которых зачастую устанавливали капитель с изображением льва.

Современная Индия очень почтительно относится к своему культурному наследию, особенно к древним традициям. Поэтому сегодня мы можем любоваться самыми яркими памятниками древнеиндийской архитектуры и скульптуры, которые поражают мастерством исполнения.

 

 

Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была классическая эпоха. Начало этого периода совпадает с расцветом империи Гуптов , объединившей Северную и большую часть Центральной Индии.

Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого индуистского храма. Часто такая башня,словно реальная гора,складываетсяиз множествауступов.

Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку, на которой во время праздников возили по городу статую божества. Большие каменные колеса здесь символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений,в которых вращаются все живые существа.

Основным помещением храма считается небольшое жилище божества в глубине башни. Оно часто прихотливо украшалось даже снаружи.

Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал, либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями . В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось.

Столичная суета Дели, очаровательные легенды Агры и розовое великолепие архитектуры Джайпура дополняют друг друга и дают туристу довольно таки полное ...Древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э. - так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.

В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола священную гору Меру. Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.

Завоевание Индии мусульманами способствовали проникновению в Индию новой религии ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами.

Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев Тадж-Махал. Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных южных ворот, от

которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.

Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора.

Источники: www.letopis.info, vifsaida.com, ppt4web.ru, arx.novosibdom.ru, studopedia.ru

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Виды статей в Интернет

Большинство из тех, кто занят продвижением товаров или услуг в Интернете сталкиваются с одной и той же проблемой ...


Эдвард Лоу

Британский пират Эдвард Лоу известен также как Нед Лоу. Родился он в 1690 году в полной нищете, и ...


Страны-победители во Второй мировой войне

Мы должны, просто обязаны доказывать всем жителям этой грешной планеты, что Вторую Мировую войну выиграл именно Советский ...


Литература в Древней Руси

Понятие «древнерусская литература» столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV ...


Высокий уровень развития Атлантиды

По нашему твердому убеждению сегодняшний мир есть единственно возможным и нами даже не допускается возможность наличия иного уровня ...


 

Самые читаемые

Литература средневековья

С 4 5 веков н.э. когда распалась Римская империя и стали ... Далее

Скульптуры средних веков

С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, ... Далее

Архитектура Средневековья

Архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает на эпоху правления ... Далее

Китай в средние века

В древние времена существовало государство в нижнем течении рек Янцзы и ... Далее

Рекомендуемые



© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды