Живопись исчезнувших городов

Более чем за 1600 лет до того, как древнеримский город Помпеи исчез под выбросами Везувия, Фера - эти эгейские Помпеи - погибла от собственной вулканической катастрофы. И так же, как в случае с Помпеями, осколки и обломки, покрывшие остров, словно приостановили ход времени, в течение последующих 3500 лет защищая Феру от дальнейшего разрушения.
Пережив долгие века под слоем пепла и лавы, настенные росписи из Акротири на южном побережье Феры, позднее известной как Санторин ," свидетельствуют о необычайно развитой культуре. Стены древних домов в Акротири украшает всего лишь один натюрморт, портретов нет вовсе. Зато флора и фауна здесь в изоблии, а иногда, в подвижных и живых сценах, среди растений встречаются и человеческие фигуры. Интересную информацию по данному вопросу предоставляет электронная библиотека випбук, в распоряжении которой находится обширный перечень исторических и археологических изданий.
Большинство росписей изображает какую-нибудь историю, а многие настолько сложны, что не поддающиеся толкованию. К тому же феряне-космополиты пользовались не только критскими и греческими образами, но и теми, в которых чувствовалось эхо дальних стран - например, Египта.
Как позднее римляне, ферские художники наносили изображение прямо на поверхность штукатурки, которую предварительно выравнивали с помощью камешков. И хотя живописцы набрасывали какие-то очертания, прежде чем наносить краски , они могли и потом подправлять отдельные детали, например, совершенствуя строение цветка, согнувшегося от ветра. В их палитре присутствовал красный, желтый, оранжевый и коричневый цвета (все их изготовляли из охры), черный (из угля и марганца), синий (из минерала глаук Офана) и белый. Но особенно поразительна египетская голубая краска - редкая и потому дорогостоящая.

Большинство произведений в той или иной мере нуждались в восстановлении, отчасти из-за расслаивания осыпания или других повреждений, вызванных самим извержением. С превеликим трудом собирая воедино фрагменты фресок, археологи и реставраторы сумели вернуть к жизни множество древних шедевров. Некоторые из них воспроизведены на следующих страницах.
И сохранившимися результатами реставрации можно насладиться и посмотреть, самолично посетив музеи, и самим увидеть, насколько труд в восстановлении требует особого мастерства человека, чтобы работы были практически, как в первозданном виде. И при возможности можно посетить сами места работ раскопок, где находились творения древности, которые до нас дошли.