Общественный строй древнеиндийского общества

Вопрос с происхождением варн и каст до сих пор изучен недостаточно. Удалось узнать, что варны значительно древнее, чем касты. Оказывается, что формировались варны вместе с раннеклассовым обществом Северной Индии. Свободные подданные древнеиндийского государства подразделялись на 4 сословия – варны:
- брахманы – входившие в жреческие роды;
- кшатрии – аристократия военных родов;
- вайшьи – простые индийцы-общинники;
- шудры – члены общества, в отношении которых равноправие не соблюдалось.
Варны в свою очередь делятся на большое количество замкнутых каст или джати. В древних источниках можно найти соответствие расселения ариев и возникновение варн. Принадлежит ли человек к Варне – это определялось рождением и передавалось по наследству. Вообще Индия является весьма загадочной и одновременно сказочной страной. Не случайно многие фильмы сняты по мотивам индийских преданий и легенд. Не являются исключением и современные картины: весьма интересные фильмы 2016 года онлайн предлагаются, в частности онлайн-кинотеатром kino-online.tv. Здесь представлены самые разные жанры, начиная от фэнтези, заканчивая историческими проектами.

Конечно реальность индийского общества в прошлом была не столь сказочна, как в фильме "Алибаба и 40 разбойников". Неравенство здесь выделялось очень ярко. Сословия появлялись и в других древних государствах, однако лишь в Древней Индии они достигли большой прочности и системности. Это можно объяснить большим желанием богатого класса во внеэкономическом принуждении бедных классов:
- средства существования легкодоступны и богаты естественными природными ресурсами (дикие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и прочие);
- минимум потребностей в жилье и одежде.
Сословное деление на варны активно поддерживалось религией. Считается, что создание варн – дело рук самого Бога Брахмы. При этом варны были разными в зависимости от прав и обязанностей членов древнеиндийского общества. Каждой варне соответствовали определенные занятия:
- для брахманов – выполнение жреческих обрядов и ритуалов;
- дело кшатриев – воевать и управлять;
- вайшьи традиционно занимаются хозяйственными вопросами;
- шудры, как правило, работают в услужении трем высшим варнам.
Касты формировались позднее, когда неравенство и неравномерность экономического развития достигло большого значения, а древнеиндийское население было сильно этнически и религиозно разобщено.
Социальное положение населения, наследственные занятия, профессии, принадлежность к определенным этническим и религиозным группам также сильно влияло на формирование каст.
К примеру, джати появились внутри вайшьев и шудр. Со временем они все более обособлялись и превращались в замкнутые общины и обладали управляющей структурой.
Определенные группы джати имели очень низкое общественное положение, не входили ни в одну из Варн – их называли «неприкасаемыми».
Система четырех варн была описана в знаменитом древнеиндийском сборнике «Законы Ману». Считается, что эта книга создана прародителем человеческого рода, который в мифах назывался Ману. В реальности этот сборник составляли представители одной из брахманских научных течений. И процесс составления растянулся на несколько веков на рубеже новой эры.