Образование в европе в средние века

Образование в средние века

При формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI—XII в„ когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и т. п. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут.

Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв. искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв. т. е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики . Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т. д. занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и т. д. города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.

Образование и воспитание в средние века в Западной Европе.

Средневековые университеты Салёрно и Монпелье. - Ola_laСредние века - период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени, время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества.

С V по XVII век в эпоху Средневековья в западной Европе в области просвещения господствует церковь. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. В VI-VIII вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов.

Во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность сосредоточилась в монастырях.

С установлением монархии в западной Европе типы школ делились на: приходская школа, монастырская школа , кафедральная или соборная школа. В этих школах изучается 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

С ростом городов, появлением третьего сословия, развитием мануфактуры, ремесла и торговли в XIII, XIV веках появился новый тип учебных заведений: цеховые и гильдейские школы. Сформировалось реальное содержание образования.

Упадок гильдии и цехов привел к появлению XV-XVI веках бюргерских школ. Существовала рыцарская система воспитания. Было 7 рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, шахматы, занимались стихосложением или играли на музыкальных инструментах, умение охотиться.

Во второй половине средних веков расширение торговых связей, проникновение арабской культуры в культуру западной Европы привели к появлению университетов.

Педагогические идеи той эпохи отражены в трактате Винсента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей».

Идеологи еретических движений отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка. В VIII-X вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - Зерцала, т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями . Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи.

На протяжении всего Средневековья продолжалась борьба церкви с языческими представлениями.

Главная роль в православном воспитании играл духовный отец, нёсший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в Домострое. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции.

В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование.

Источники: otherreferats.allbest.ru, prezentacii.com, otvet.mail.ru, studall.org, 900igr.net

Матамускиты: принцесса и падающие звезды

Страшный людоед

Дива-Додола

Ритуалы и верования индейцев

Битва за Москву

Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три ...


Обустройство второго этажа

В процессе постройки жилья следует определиться, что же лучше построить – функциональную мансарду или этаж. В случае если вы решили построить ...


Легенды о русалках

Лунной ночью выплывут русалки из воды, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к волнам, и примутся расчесывать гребнем свои чудные зеленые ...


Цусимское сражение

Внезапное начало русско-японской войны ночной атакой кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры дало японцам возможность заполучить стратегическую инициативу и превосходство над русскими морскими ...


Зыбучие пески

Немало историй рассказано о них. Многие наслышаны, мало, кто видел. И совсем единицам реально известно об их опасности. А ведь ...


Рыба робот

Рыбы-роботы это уникальные устройства, создавая которые ученые учитывают множество факторов. Устройства такого типа, будут работать находясь в воде. Поэтому влияние этой ...


Торговая площадь Рима

Главная площадь Рима была заново отстроена и отреставрирована, дороги, пролегающие рядом с ней, также привели в порядок. Во 2 веке до ...