Образование в европе в средние века

Образование в средние века

При формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI—XII в„ когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и т. п. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут.

Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв. искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв. т. е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики . Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т. д. занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и т. д. города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.

Образование и воспитание в средние века в Западной Европе.

Средневековые университеты Салёрно и Монпелье. - Ola_laСредние века - период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени, время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества.

С V по XVII век в эпоху Средневековья в западной Европе в области просвещения господствует церковь. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. В VI-VIII вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов.

Во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность сосредоточилась в монастырях.

С установлением монархии в западной Европе типы школ делились на: приходская школа, монастырская школа , кафедральная или соборная школа. В этих школах изучается 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

С ростом городов, появлением третьего сословия, развитием мануфактуры, ремесла и торговли в XIII, XIV веках появился новый тип учебных заведений: цеховые и гильдейские школы. Сформировалось реальное содержание образования.

Упадок гильдии и цехов привел к появлению XV-XVI веках бюргерских школ. Существовала рыцарская система воспитания. Было 7 рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, шахматы, занимались стихосложением или играли на музыкальных инструментах, умение охотиться.

Во второй половине средних веков расширение торговых связей, проникновение арабской культуры в культуру западной Европы привели к появлению университетов.

Педагогические идеи той эпохи отражены в трактате Винсента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей».

Идеологи еретических движений отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка. В VIII-X вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - Зерцала, т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями . Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи.

На протяжении всего Средневековья продолжалась борьба церкви с языческими представлениями.

Главная роль в православном воспитании играл духовный отец, нёсший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в Домострое. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции.

В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование.

Источники: otherreferats.allbest.ru, prezentacii.com, otvet.mail.ru, studall.org, 900igr.net

Славянский миф о сотворении мира. Борьба добра и зла

Божественные создания

Древнегреческий театр - история

Призраки и привидения

Кто такие евнухи?

Многие наверняка слышали слово евнух. Однако не все знают его точного значения. Кто такой евнух? Чем он занимается? Это слово ...


Автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать новые экологически чистые и экономичные ...


Неизвестная Мексика: Чичен-Ица

Город Чичен-Ица, древнее поселение индейцев майя, ежегодно привлекает более миллиона туристов со всего света. Чичен-Ица, расположен на юге Мексики, на ...


Предпринимательская лихорадка в США

Огромные природные богатства бескрайнего континента в сочетании с жаждой наживы, быстрого обогащения обусловили неустойчивость, хрупкость социальных связей и структур. ...


Устройство египетских пирамид

Мне всегда казалось, что пирамиды Египта полые внутри, но это оказалось не так. Внутри пирамиды несколько коридоров, но по ...


Саргон

Первым семитским царем Вавилонии был Саргон Древний, живший около 2600 г. до н. э. Грозный завоеватель и деятельный строитель, он ...


Ярило - бог солнца

В системе религиозных верований наших предков Ярило бог стал воплощением весеннего солнца, только что покинувшего неласковые объятия зимы. Поэтому отличительными чертами ...