Михаил Иванович Глинка родовое поместье

Главная » Страницы прошлого

Вальс \

Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского. «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским. Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Глинка Михаил ИвановичВернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Биография Михаила Глинки

Новоспасское: Дом, где рождается музыкаРодился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» . Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь

в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Творческие годы

Глинка Михаил Иванович

Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона в 1822 году он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е.А.Баратынского. «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С.Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А.Я.Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом. адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским. Александром Грибоедовым. Адамом Мицкевичем. Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским. ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ. побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского. остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Первая половина XIX столетия - не зря называется золотым веком русской культуры. Расцвет всех видов искусств - поэзии, живописи, архитектуры, театра - дал нашей стране великие имена - Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, А.Иванов.

В музыке этот небывалый подъем связан с именем Михаила Ивановича Глинки - композитора, чье творчество по праву стало своеобразной точкой отсчета. Он затмил и переплавил все, что было до него, и на многие годы вперед определил пути развития русской музыкальной культуры. В истории отечественного искусства Глинку можно сравнить с Пушкиным: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русской музыки.

В сочинениях Глинки гармонично сочетаются богатства русской национальной интонации с величайшими достижениями профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и выразительность мелодий, красочность гармонии и инструментовки. - В музыке Глинки есть что-то моцартовское: солнечная и добрая - она проста и, вместе с тем, внутренне очень благородна.

Талант Глинки, его утонченную музыкальность высоко ценили многие его современники. Вот как описывает свои впечатления от встречи с ним А.П. Керн: Глинка. поклонился своим выразительным, почтительным манером и сел за рояль. Можно себе представить, но мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистательной импровизации; я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать в концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов; такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавишей я никогда ни у кого не встречала!

У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами. В звуках импровизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство. Мы слушали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи.

Главная заслуга Глинки в создании первых русских опер: «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы». Эти оперы определили историческую судьбу русской композиторской школы, положили начало двум основным ветвям оперной классики: народной музыкальной драме и опере-сказке.

О Глинке очень трудно писать: он по-великому прост, по-человечески прост и скромен, а потому и сложен, когда в него вдумываешься. /Б.Асафьев/

Источники: all-biography.ru, citaty.su, dic.academic.ru, klavdii1955.livejournal.com, meta-music.ru

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Тесей

 Царь Эгей Правил некогда в Афинах мудрый, но бездетный царь Эгей. Как-то, пребывая в печали от невозможности иметь наследника, ...


Эрос - бог любви

В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В ...


Немецкие асы Первой Мировой войны

Летчики-асы появились во время Первой мировой войны. Вообще, эта война стала катализатором для развития летного дела ...


Асгард – город богов

Асгард – город богов. Поэтому вместе с Одином землей и небом правят еще двенадцать богов-асов. Старший сын Одина, ...


Шишига

Давно не было слышно о чуде-юде, а ведь у этого сказочного образа имеется свой реальный прототип, ...


Ирландия - одно из лучших мест для путешествия

Одной из самых живописных стран Европы считается Ирландия. Эта страна обладает увлекательной историей, которая скрывает много загадок ...


Сколько лет Вселенной?

Задавшись целью проверить при­нятые значения межгалактичес­ких расстояний, сотрудники Уни­верситета штата Огайо изобрели метод измерений, по точности превосходящий ...


 

Самые читаемые

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в ... Далее

Кто такие евнухи?

Многие наверняка слышали слово евнух. Однако не все знают его точного ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды