Культура Московской Руси

Главная » Страницы прошлого

московской Руси

Новым этапом Русской культуры становиться культура Московской Руси с XIV — XVII век

После гибели древней Руси под ударами Монгол происходят новые сложные процессы. С возвышением Москвы начинается формирование Великорусской народности, идет разделение прежней древнерусской народности на Украинцев, Белорусов и Русских. В связи с этим формируется новые определенные нормы культуры, но они, опять же, осваиваются в рамках христианства, если же опять иметь в виду духовную сферу.

В материальной культуре это развитие постепенное вновь возрождение ремесла, потому что монгольское нашествие нанесло именно в эту сферу наиболее тяжелый удар. Появление первичных видов двигателей , возрождается искусство, архитектуры.

И, наверно, на тот момент величайшим архитектурным памятником можно назвать храм Василия Блаженного, стоящий на красной площади в Москве, и, построенный в честь покорения Казани. Храм, безусловно использующий восточные мотивы. И здесь опять же следует отметить, что духовная культура того времени часто имело авторство. Тем не менее, мы до сих пор не знаем, кто же это был тот гениальный создатель храма Василия Блаженного: или это был один человек или их было несколько. Наряду с этим мы говорим о великолепном ремесленном искусстве, знаменитом литейных дел мастере Андрее Чехове — создателе Царь-пушки и Царь-колокола.

Если говорить о зодчестве, то следует говорить о значительном вкладе итальянских мастеров. Аристотель Фиорованти руководил возведением Успенского собора московского кремля. Грановитую палату построили Марко Фрязин и Пьетро Солари, да и краснокаменный Кремль в современных очертаниях тоже их заслуга.

Меня поражает, насколько красивое архитектурное величие могли создать в те времена. Ведь по-настоящему образованных было очень мало, сама культура тоже не была на высоте. Храм Василия Блаженного красивее многих современных сооружений, которые не делаются с такой душой.

Культура Московской Руси 14 – 15 вв.

Наконец, существует еще один взгляд на культуру Московской Руси, согласно которому культура эта есть нечто иррациональное, изначально не поддающееся пониманию, что-то такое, в чем вязнет логика и глохнет мысль. Эта концепция непроницаемости России для любого усилия мысли и акта познания породила стойкий миф о «русском сфинксе» или «загадочной русской душе» и обрела классическую формулировку в знаменитых тютчевских строках: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые задачи государства стали основными темами в развитии русской культуры. В частности, такая тематика прослеживается в литературе.

Наиболее известными литературными произведениями того времени стали «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем» , повествующие о временах монголо-татарского нашествия, восхваляющие мужество и смелость русских воинов-освободителей.

После окончательного объединения русских земель в XV в. происходит и слияние местных культур. Появляется общерусская культура с ее характерными особенностями, сохранившимися в течение многих веков.

В XV в. появился новый литературный жанр – литературные путешествия. Купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в Индию в записках «Хождение за три моря». Это произведение отличается, многосторонностью.

Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей степени пострадали при монголо-татарском нашествии.

В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Новгороде возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являются Грановитая палата и Каменный кремль.

И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Москвы – Московский Кремль. Первоначально он был укреплен валом. Но во время царствования Ивана III началась его перестройка. В 1485–1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпичным. Во время правления Ивана III в 1475–1479 гг. был построен Успенский собор, а в 1484–1489 гг. – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата . Во времена правления его сына Василия III был построен Архангельский собор Московского Кремля, колокольня «Иван Великий», которая была надстроена в 1600 г.

Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек и Андрей Рублев.

Итак, культура Московской Руси XIV–XVI вв. – это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.

Культура московской Руси

Лекция «Философия в культуре Московской Руси» 21 апреля 2016 ...Описание религиозной жизни Москвы, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу.

Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того,что греки Руси никак не угрожали,скорее наоборот, а вот в Западно-Европейской политике и тогда занимал видную роль поход на Восток, с крестом и мечом. Если-бы тогда была принята латинская вера, то Русь как самостоятельное госдарство перестала-бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих воззрений, которые включились в православное верование. Вместе с Византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному метрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300г в Киеве, затем некоторое время во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс обьединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Источники: histerl.ru, prezentacii.com, stud24.ru, www.libma.ru, www.bankreferatov.ru


Это интересно

Като: день, когда небо упало

Легенды постоянно дают один и тот же урок своему народу: не оставлять связь с Творцом, прислушиваться ...


Миф о Каллисто

Греки, когда находились в море, искали созвездие в форме ковша, которое напоминало им трогательный и поучительный миф о ...


Календарь Ацтеков

На «Камне Солнца», который известен ещё под названием «Календарь Ацтеков» древние жители Мексики зафиксировали многие знаменательные даты их ...


Зависимость от любовных чувств

Совсем недавно в обширный список зависимостей добавилась зависимость от любви. По-другому, словом «аддикция» обозначается привычка и пагубное ...


  • Тайна человеческих рас

    Однажды на лесное болото около города Стимфала в Аркадии опустилась пара чудовищных птиц с остры­ми бронзовыми перьями, медными...

  • Ацтеки

    Древние славянские сказания, песни, прибаут­ки, поговорки близки по своему складу к древней поэзии «Вед», «Авесты», песням древних германцев. Где же расцвело песнопение...

Самые читаемые

Амон - Ра

В XXI столетии до нашей эры при фараонах XI династии Среднего царства ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является ... Далее

Астронавт Гибсон и тайна корабля Джемини

Космическое пространство является малоизученной и враждебной для человека средой, однако его величие ... Далее

Многорукие боги Индии

Маруты - самые древние и непостижимые боги из дружины Рудры или Индры.Согласно ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды