Исторические и социологические теории циклов

Главная » Страницы прошлого

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Мудрый Си Фу

Предания и легенды, в частности, мифология Китая, порой наводят на грустные мысли, а иногда наталкивают на какие-то ...


Исчезнувшие колена Израиля. Часть4

Среди эфиопских фалаша распространено убежде­ние, что они происходят от царя Соломона (965—928 годы до нашей эры). К этому же герою ...


Титан Кронос

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки сопоставляли его с Хроносом-временем. Ошибочна и догадка Мало, связывающего Кроноса с Кришной ...


Загадочный дом

Во многих московских театрах, домах культуры и старинных особняках живут приведения. Этот факт ни для кого не ...


Остров Итака

Одиссей, пробудившись от сна, не сразу понял, что место, где он находится - его родной остров Итака, так как ...


 

Самые читаемые

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

Система летоисчисления в Древнем Египте

История европейского календаря начинается в Древнем Египте около 4000 лет до ... Далее

Богиня Афина

 Миф о богине АфинеБогиня Афина, в легендах Греции считается богиней мудрости, ... Далее

Немейский лев

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Тот поручил герою ... Далее


© 2010-2016 Объектив-N: Предания и легенды