Исторические и социологические теории циклов

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

Коляда – воплощение Всевышнего

Атлант фарнезский

Сотворение мира и человека Богом

Илиада и Одиссей

Средневековые университеты

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты ...


Богиня Флора

Флора древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны ...


Кутузов Михаил Илларионович

Кутузов Михаил Илларионович, Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал, дипломат. Родился 5 сентября 1745 в Санкт-Петербурге; отпрыск знатного рода. В 1759 ...


Афанасий Фет - биография

Родился в селе Новосёлки в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях ...


Политика и частная жизнь в истории Зимнего дворца

После неудачного покушения на царя Александра 2 в 1880 году (бомба была заложена под столовой в Зимнем дворце, но в ...


Робот-андроид Petman

PETMAN — это робот, который разрабатывается по заказу американской армии. Недавно компания Boston Dynamics продемонстрировала новейшие возможности своего детища. Видя ...


Как стать обаятельной и привлекательной

Во все времена были и есть женщины, которые сомневаются в своей привлекательности. Однако уровень самооценки в первую очередь зависит от ...