Исторические и социологические теории циклов

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

Сатиры в Древней Греции

Волосы Сиф. Часть2

Египетский Cфинкс

Истории о троллях

Предпринимательская лихорадка в США

Огромные природные богатства бескрайнего континента в сочетании с жаждой наживы, быстрого обогащения обусловили неустойчивость, хрупкость социальных связей и структур. ...


Достопримечательности Рима

Италия – страна жаркого солнца и прекрасных курортов. Это страна с отлично развитой экономикой и промышленностью. Также она славится ...


Американский проект лунной базы

Чем привлекает Луна ученых и конструкторов? Прежде всего тем, что она может стать уникальным тренировочным полигоном. Полет человека на Марс ...


Первые 4-6 недель жизни ребенка

Уже хорошо известно, что младенец способен сразу после рождения различать голоса, запахи, цвета, его мимика отражает внутреннее состояние и ...


Фасад - лицо строения

Наружная сторона дома, иначе говоря, фасад – это визитная карточка каждого жилища. Зачастую первое впечатление надолго или даже навсегда остается ...


Общение и успех

Человек – это существо социальное. Все богатые и успешные люди всегда имели богатый круг знакомств и никогда не испытывали трудности с ...


Идеальный массаж

Сегодня не для кого не секрет, насколько благоприятное влияние оказывает массаж на здоровье человека. Поэтому важно периодически посещать spa салон, где массажные ...