Исторические и социологические теории циклов

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

9 Дочерей Зевса

Старшая из богинь супруга Зевса

Отравленный охотничий рог

Ясон и герои Олимпа

Что такое великое переселение народов

Конец IV столетия ознаменован тем, что большинство германских племен перестали совершать постоянные набеги на Римскую империю и решили окончательно вторгнуться и ...


Удивительная Япония

Любителям восточной культуры обязательно понравится путешествие в Токио – культурный, финансовый и промышленный центр Японии. Не только детям, но и ...


Технологии древних цивилизаций

Многочисленные легенды о событиях древности, а также сохранившиеся памятники архитектуры, наводят на мысль что технологии древних цивилизаций многократно превосходили современные. ...


Сообщение о цветке роза

Название рода Роза произошло от древнеперсидского слова . которое на греческом диалекте трансформировалось в . а на латинском в . Роза одно ...


Самые большой океанский лайнер в мире

В марте 2016 года прошел первый спуск на воду самого большого круизного лайнера в мире — Harmony of the ...


Птица Афины

 СОВА - птица олицетворяющая мудрость и прозрение. Была символической птицей Афины, так как эта богиня славилась своей мудростью. А вот ...


Период застоя

В период застоя - это неформальная инициативная среда досуговой деятельности, тот бульон, где формируются культурные практики, где молодые люди получают возможность ...