Исторические и социологические теории циклов

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

Кара небес... Сотворение нового мира.

Волшебная птица

Бог ветра и шторма царь Эол

Лесной дух Малайзии мавар

Михаил Иванович Глинка родовое поместье

Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, ...


Рабы в Древнем Риме

Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне. На ...


Маски индийских богов

Бронзовые статуэтки индийских богов один из лучших подарков не только для ценителя древних восточных традиций, но и для любого человека, ...


Поход Ермака в Сибирь

Ермак Тимофеевич — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Его служба у Строгановых и поход в Сибирь. Роль ...


Цена квартиры

Очень часто, когда нужно оценить реальную стоимость жилья, многие начинают путаться. Ведь иногда крайне тяжело решить какая стоимость будет ...


Электронная книга и ее преимущества

Технический прогресс движется вперед. Со временем в нашей жизни появилась не просто книга, а самая настоящая электронная книга. Если Вы ...


Тсолидо Хиллс - холмы древних богов

Калахари - одно из самых засушливых мест на Земле, а расположилась пустыня на юго-западе Африки. Огненно горячий песок и ...