Исторические и социологические теории циклов

Социология социальных изменений

Рассматривая политические циклы, итальянский мыслитель времени Возрождения Н. Макиавелли отмечал, что государства переходят от состояния порядка к беспорядку, а потом от хаоса к новому порядку. Интересно, что к аналогичным выводам в наши дни приходит синергетика, которая рассматривает порядок и хаос как единую матрицу социальных изменений. Систематизировал средневековые представления о цикличности Ж. Боден, который отмечал существование периодичности и цикличности в социальных изменениях.

В эпоху Просвещения Дж. Вико распространил идею цикличности на всю человеческую историю. Он считал, что циклы повторяются на все более высоких уровнях. В его представлении типичный исторический цикл выглядит так: анархия и дикость, порядок и цивилизация, упадок цивилизации и возвращение к новому варварству. Важно однако заметить, что в отличие от известных сегодня цивилизаций древности, современные технологии, в случае возникновения очередного хаоса, могут не дать шанса на дальнейшее движение. Это может быть конец человечества, как вида. Именно поэтому целый ряд известных ученых неустанно указывают на недопустимость роста ненависти в обществе. Деятельность Кантора тому наглядное подтверждение. Он в частности показывает, что такие явления, как рассизм и неофашизм являются путем к самоуничтожению. В этой связи несложно понять, почему мы очень близки к тому, чтобы цикличность исторического развития прервалась.

Социология социальных измененийВеко отмечал, что механизм регулярного цикла является психологическим, связанным с доминирующей мотивацией. Он выделял возраст богов, когда возникали государства, религии, письменности, правовые представления; возраст героев — время господства аристократии и, наконец, человеческий возраст, связанный с возникновением городов, республик, развитием науки. В отличие от античных теорий цикличности, круговорот истории в Веко предусматривал развитие каждого нового цикла из высшего уровня, чем достигнутый предыдущим циклом. Так, идея линейного прогресса, которая по Вольтеру отвечала "духу времени", становилась стереотипной даже для циклической парадигмы.

Сугубо социологические теории циклов представлены теорией итальянского социолога В. Парето относительно циркуляции правящих элит и П. Сорокина в его интерпретации социальной статики и динамики. Теория социальной деятельности Т. Парсонса рассматривает циркуляцию средств обмена: денег, власти, влияния, ценностных обязательств. Общая система социального действия вписывается в системы поведения, личности, культуры, социальной системы.

Гибель цивилизации майа. Часть1

Сотворение людей Энки

Царь - Александр Македонский

Святой Тирио

Технологии древних цивилизаций

Многочисленные легенды о событиях древности, а также сохранившиеся памятники архитектуры, наводят на мысль что технологии древних цивилизаций многократно превосходили современные. ...


Симуран

Симуран - крылатый волк,мифическое существо. Священный Крылатый Волк Симуран является воплощением Верховного Огнебога Древней Руси-Симаргла.Это хранитель леса, посевов, корней деревьев.Он ...


Бородинское сражение

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - состоялось 7 сентября 1812 года у ...


Данаиды

Есть в греческой мифологии трагическая история пятидесяти сестер, дочерей Даная, ко­торые по велению отца в брачную ночь убили своих мужей. ...


Книга мертвых

Книга мертвых существовала как у тибетцев, так и у древних египтян. Египетская книга мертвых представляла собой сборник религиозных текстов, песнопений ...


Огма

Огма или Огмиос, Огмий, в кельтской мифологии солнечноликий бог красноречия, сын бога знаний Дагда. Огма изображался в виде старца, облаченного ...


Виртуализация ресурсов

Термин «виртуализация» в области вычислительной техники означает особую технологию, при помощи которой создаются виртуальные версии какого-либо компонента IT-инфраструктуры. Изобретенная еще в 60-е ...