Древнегреческий театр

Главная » Страницы прошлого

Театр

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.

Герои комедий — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» , где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили к трагедию, н драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

На сцене греческого театра ставились два типа представлений – комедии и трагедии. Для каждого из них предназначались свои маски. В начале презентации вы увидите определение театра, которое зародилось ещё в античные времена, но применимо до сих пор ко всем видам современного театра. Поводом для создания первого театра 2500 лет назад стал национальный древнегреческий праздник – Великие Дионисии, которые праздновались в честь бога вина и виноделия Диониса.

Первый театр был учреждён правителем Писистратом. В рамках данной презентации учащиеся выучат понятия корифея, дифирамбов, театрона, орхестры, скене и многих других. Они увидят изображения древнейших театров, билетов, масок, и многих других вещей, которые сопровождали театральные представления.

Театр в Эпидавре 

Разработка урока: Древнегреческий театр. 5 классОдин из древнейших театров нашей планеты находится в древнегреческом городе Эпидавре, расположенном в восточной части Пелопоннеса. Сооружение театра и его история связаны с возникшим в то время в Греции культом бога врачевания Асклепия, по-римски именуемого Эскулапом.

По легенде Асклепий обучался у кентавра Хирона искусству врачевания. За годы усердного обучения Асклепий не только освоил это мастерство, но даже превзошел своего учителя. Он отлично справлялся со всеми болезнями, мог воскрешать мертвых. За последнее на него прогневались бог царства мертвых Аид и верховный Зевс, так как Асклепий своими деяниями нарушал естественный заложенный богом цикл жизни. Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но смерть Асклепия не убила веру в него и любовь народа. В честь Асклепия было создано множество святилищ, важнейшее из которых как раз располагалось в Эпидавре.

Во славу Асклепия проводилось множество мероприятия, таких как спортивные состязания атлетов, чтение рапсодами эпических произведений. Именно для последнего и был сооружен театр в греческом Эпидавре.

Театр Эпидавра в Греции был построен в 350-330 годах до н.э. Поликлетом Младшим. Древнегреческие сказатели описывают этого архитектора как великого зодчего, с кем сложно было состязаться в мастерстве. Гармония, изящество, идеальная акустика. При диаметре театра в 116 метров на задних скамьях было отлично слышно все, что происходит на сцене.

В строительстве театра было 2 этапа. На первом были сооружены площадка для представления, скена и первый ярус зрительских скамеек. На втором этапе был достроен еще один верхний ярус, перестроили скену под современные тенденции.

Театр примыкает к холму, интересное решение архитектора. Как уже говорилось, для расположения зрителей было построено два яруса. На первый вмещалось 6210 человек, второй достроенный расширял общую вместимость до 14000 мест. Действительно, завораживающее огромное сооружение древности.

Являясь по совместительству частью знаменитого святилища Асклепия, театр стал место паломничества жителей со всей Греции. Много веков здесь ставились одни из первых театральных представлений, поэмы, драмы, музыкальные представления.

В поздний период театр Эпидавра в Греции оказался заброшенным и погребенным под толщью песка. Раскопками театра занялись лишь в 1881 году. Удивительно, что театр оказался отлично сохранившимся, под разрушение попала лишь скена.

В XX веке античный театр в Эпидавре попал под реставрацию. С 1954 года он успешно функционирует, а на Афинском ежегодном фестивале здесь ставятся представления из времен античности. Популярность театра действительно высока, что даже предприняты программы по сохранению его от посещающих туристов.

Жившие в Древнегреческой эпохе люди верили, что весь мир это просто театральная сцена, на которой актеры играют свою роль и исчезают за кулисами. Что все приходят с небес и уходят туда же, исполнив свою предначертанную роль и предназначение. Поэтому не удивительно, что театру уделялось так много внимания. Сценические представления в те времена были максимально насыщены высоким, героическим и торжественным космологизмом. Театр имел огромное значение в жизни древнегреческих людей.

Жизнь как театр

Everlidis : картинки древнегреческий театрТеатральные представления в Древней Греции начинались рано утром и завершались с закатом солнца, и состояли из комедии, драмы и трагедии. Темы для постановок выбирались самые разнообразные: политика, вопросы воспитания, гражданского самопознания, этические и социальные темы. Подобные сценические представления имели большое влияние на сознание общества.

Еще с ранних времен в Греции были особо популярны обряды карнавального типа, которые устраивались в честь сельских богов. Стоит подчеркнуть, что огромную роль в развитии греческого театрального искусства сыграл культ бога Диониса. Появление этого тотального поклонения датируется 8-6 веком до н.э. Изначально Дионис считался богом сил природы, а затем стал покровителем веселья, виноделия, виноградарства и театрального искусства. Сценические действия в честь этого божества отличались торжеством, красочностью и грандиозностью. Вскоре театральные представления стали рассказывать о других богах и героях. К примеру, об Эдипе, Геракле и Тесее. Так жизненные мотивы проникли в суть древнегреческого театра и практически полностью вытеснили собой космологизм. Вообще считается, что сценическое искусство Древней Греции берет свое начало в мифологии. В процессе развития основой театра стали рассказы о жизни разных героев древности.

В древней Греции не существовало постоянных трупп, как это принято в современном театре, и профессиональных актеров. Сценическое представление организовывалось обычными гражданами, роли играли все желающие. К каждой постановке готовились маски, костюмы и декорации. Все эти сценические атрибуты отличались простотой и незамысловатостью.

Стоит отметить, что греческая трагедия обладала глубокой художественной выразительностью. А уже в конце 6-го столетия до н.э. театральное искусство было довольно развитым, благодаря традициям использовать богатую лирику и эпос.

Современный театр берёт своё начало в театре Древней Греции, который зародился в эллинской деревне как праздник в честь бога виноделия и винопития Диониса. Позже праздник стал городским, где проходил с большим размахом. Каждый год к этому празднику сочинялись песни, которые затем в торжественной обстановки исполнялись мужским хором. Первоначально хоры выступали но рыночных площадях, но затем для них начали строит специальные сооружения. Так, например, афинский театр располагался на склоне Акрополя неподалёку от храма Диониса. По своей вместимости театры могли посоперничать с современными стадионами – многие из них были рассчитаны на боле чем пятнадцать тысяч зрителей.

Пожалуй, наибольшее развитие театр Древней Греции получил в Афинах. Театральные постановки в Древних Афинах шли в течении четырёх дней городских Дионисий и следовали за днём жертвоприношений. За организацию Дионисий отвечал один из высших магистратов города – архонтов – который назначал из наиболее состоятельных граждан человека, который оплачивал постановку. Несмотря на серьёзную финансовую нагрузку право оплачивать постановки считалось почётным и позволяло человеку снискать популярность у граждан полиса.

Пьесы делились на два жанра – трагедию и комедию. Каждый год гражданам полисов представлялись пять комедиографов и три автора трагедии.

В трагедиях шла речь о героях древнегреческих мифов или исторических событиях и поднимались важные нравственные темы: надо ли слепо подчиняться воле богов, стоит ли пренебрегать запретами во имя морального долга, взаимоотношения власти и человека и т.д. Выдающимися авторами в этом жанре были великие трагики Эсхил, Софокл и Эврипид.

В отличии от трагедий в комедиях персонажами были обычные люди, а тематика, соответственно, зачастую была бытовой. Комедии были насыщены юмором, шутками, весельем, подтруниванием над бытовыми проблемами, человеческими слабостями и даже над богами. Среди авторов комедий наибольшую в Древней Греции снискал Аристофан.

Несколько особняком стоит и ещё один вид спектаклей – «сатировская пьеса». В ней авторы трагедий выставляли своих героев в комическом облике. Название этот вид спектаклей приобрёл из-за внешнего вида хора, который одевался сатирами – полулюдьми-полукозлами, которые были спутниками бога Диониса.

Театр Древней Греции играл настолько огромную роль в общественной жизни полисов, что во многих городах государство оплачивало беднякам билеты на спектакли.

Источники: www.countries.ru, prezentacii.com, 1chudo.ru, www.letopis.info, www.worldsculture.ru


Это интересно

Архитектура Древнего Ирана

Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иран­ское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько ...


Борьба за независимость Италии - начало

Первая часть девятнадцатого столетия сопровождалась подъёмом стремления к объединению в национальном государстве («Рисорджименто»). Наполеоновская оккупация послужила буквально ...


Тибетская книга мертвых

Эта книга - наставление в том, как вести себя Покойному на Том Свете. С другой стороны, ...


Багратион

Петр Иванович Багратион службу начал в . Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Итальянском и ...


  • Второе Пришествие Христа

    После того как евреи завоевали Ханаанскую землю, на протяжении нескольких веков ими управляли судьи, объединявшие в своем лице церковную, военную и административную власть....

  • Потрясения начала 20 века, изменившие мир

    Древний Иерихон завоевал право считаться одним из первых городов Земли. По библейским описаниям известно, что этот неприступный город...

Самые читаемые

Важность правильной постановки цели в бизнесе

Итак, каждое предприятие имеет свои цели. Если, к примеру, организация занимается ... Далее

Славянские мифы о сотворении мира

 Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога ... Далее

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды