Архитектура Киевской Руси

Главная » Страницы прошлого

Архитектурные сооружения. Киевская Русь

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери . Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению , нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.

О архитектуре киевской Руси

До конца 10 века архитектура Киевской Руси, кратко говоря, была слаборазвитой. Даже в крупнейших городах не было каменных построек, и княжеские хоромы всегда строились исключительно из древесины. Однако русичам удалось достичь настоящего мастерства в вопросах постройки деревянных сооружений.
В 11 веке между Киевской Русью и Византийской Империей царили достаточно дружеские отношения. Происходил активный культурный обмен, на Руси было принято Христианство, и были переняты архитектурные навыки строительства каменных построек. В это время началось строительство каменных храмов, и других видов каменных построек. Самыми частыми стали храмы крестово-купольного типа. Внутри эти здания разделялись массивными столбами, которые образовывали крест. Первой культовой каменной постройкой стала Десятинная церковь, которую в Киеве построили мастера из Византии.

Третьяковские уроки: Архитектура Киевской РусиК сожалению, монголо-татары уничтожили это здание в 1240 году. В 11 веке в Чернигове был построен Спасо-Преображенский собор, который больше других походил на византийские постройки.
Однако наивысшим успехом архитекторов тех времен считается собор София Киевская. Это величественный пятинефный храм, который возводился с 1037 по 1054 годы руками греческих и русских мастеров. Исходно он был дополнен открытыми галереями, однако они не дожили до наших дней. Стены храма возводили из тесаного камня, ряды которого перемежались рядами из кирпича. Этот храм имеет свои особенные черты, поэтому внешне лишь отдаленно напоминает константинопольскую Айя-Софию, которая стала прообразом для этого храма. По всей видимости, наличие тринадцати куполов над храмом это след влияния деревянного строительства древней Руси.
С 12 века архитектура Киевской Руси, кратко описанная в данном разделе, перешла на новую ступень развития. Мастера тех времен стали искать более простые и выразительные формы, отказавшись от монументального строительства. Кроме того, нестабильная ситуация в государстве и постоянные набеги врагов никак не способствовали размеренному многолетнему строительству. Византийское влияние к этому времени ослабло, и русским строителям стал присущ свой собственный, неповторимый стиль. Новые здания увенчивались башнями и другими надстройками, несвойственными византийцам. Первыми зданиями того периода стал собор при полоцком Спасо-Ефросиниевом монастыре и смоленский собор Михаила Архангела.

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».

Владимир крестился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери . Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению , нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.

Снаружи прямоугольный объём членился на фасадах «лопатками» на отдельные вертикальные части - прясла, которые позже по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов - подпружных арок. После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз.

Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.

София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырёх сторон. Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась.

Источники: www.bankreferatov.ru, antiquehistory.ru, xn--80aam4cn.xn--b1ad5aajzan.xn--p1ai, 900igr.net, prezentacii.com


Это интересно

Лернейская гидра - многогоголовый дракон из греческих преданий

Гера придумала новое испытание, и Эврисфей послал Геракла в ядовитое болото, где жила девятиглавая Лернейская гидра, сестра ...


Шутки барабашки

В конце 80-х годов станицы газет были переполнены сообщениями о странных явлениях. Очевидцы рассказывали о том, ...


Движение солнца и луны

Нелегко жилось первым людям во мраке. Кругом царила ночь, и только лед, своим слабым светом едва ...


Общение и отношения двоих людей

Все люди живут в обществе и находятся в постоянном общении с разными людьми. Чтобы отношения с ...


  • Лесной дух Малайзии мавар

    Прошло время с той поры, когда произошло разделение неба от земли, небожители умножились, и стали ощущать нехватку пищи. В отчаянии они...

  • Бородинское сражение

    Великий правитель Урука Гильгамеш и его могучий побратим Энкиду вернулись из похода против чудовища Хумбабы с Ливанских гор с триумфом. Они смогли одолеть наводящего...

 

Самые читаемые

Порт Пирей в Древних Афинах

Пирей является портом Афин с глубокой древности. Когда-то Пирей был островом, ... Далее

Бог Уран

Уран в греческой мифологии бог, олицетворяющий небо, супруг Земли Геи. Относится ... Далее

Осирис и Исида

Сказание, известное, как Осирис и Исида возникло, вероятно, в период Древнего ... Далее

Происхождение олимпийских игр

Название игр происходит от города Олимпия. Источник происхождения традиции их проведения ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды