Создание ночи в индийской мифологии

В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, ...

Древнеиндийский миф «Сказание о создании ночи», дает нам представление о некоторых особенностях верований древних индийцев, которые по-своему стремились истолковать происхождение некоторых явлений, например смены дня и ночи, рассказать о значении времени в человеческой жизни.

Согласно этому мифу, первыми людьми на земле были брат и сестра, которых звали Яма и Ями. Когда брат умер, сестра бесконечно оплакивала его, «проливала безутешные слезы, и не было конца ее горю», потому что тогда еще не было ни дня, ни ночи, и на все уговоры она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» Боги поняли, что так она никогда не успокоится, и сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. А когда ночь прошла, настало утро. Утром Ями утешилась и забыла о своем горе. Потому индийцы говорят: «Череда ночи и дня приносит забвение горя».

Интересно, как мудрость, заключенная в мифе «О создании ночи», перекликается с русскими пословицами и поговорками: «Утро вечера мудренее», «Время лечит». Такие пословицы, как и мифы, возникли в глубокой древности как один из видов словесного искусства. И в них также отражены попытки народа понять и объяснить различные явления действительности. А еще мифы очень похожи на сказки, но если сказки — это вымышленные приукрашенные рассказы, то в мифах говорится о том, во что наши далекие предки свято верили. В них заключена первооснова культуры и глубокая мудрость всего человечества.

По мнению древних индийцев, первых людей звали Яма и Ями. Тогда еще не было создано ночи, и над землей целый день светило солнце. Да, в общем-то, и дней никаких не было, потому что их нечем было разделить, ограничить. А значит, речь идет о временах, когда на земле не существовало самого Времени. Но это продолжалось до тех пор, пока Яма не умер. Долго оставалась безутешной его сестра Ями, «не было конца ее горю», не помогали никакие уговоры. И тогда, чтобы притупились горе и боль девушки, решили боги создать ночь. Прошла ночь, наступил следующий день, и Ями утешилась, потому что не зря говорят: «Утро вечера мудренее». А древние индийцы считали, что «череда ночи и дня приносит забвение горя».

ДЕНЬ И НОЧЬ

Миф о создании дня и ночи принадлежит к числу широко распространенных у разных народов календарных мифов. Установление последовательности дня и ночи, а также сезонов года приписывается богам. В отличие от библейского мифа, где день появляется после вечной ночи, как части изначального хаоса, в индийском мифе изначально существует день, а ночь является вторичным явлением.

Сначала земля всегда была открыта лучам Солнца, и длился бесконечный день. Первыми на земле появились дети Света, Яма и Ями 1. близнецы, родившиеся в один день и миг. Брат и сестра стали мужем и женой. Свет увидело их потомство, расселившееся по земле. Но пришло Яме время умереть, и он умер. Первый из живших стал первым умершим, а Ями сделалась первой вдовой. Земля услышала первый плач, и не было этому плачу конца.

Тогда Боги создали ночь, чтобы даровать Ями забвение, да и самим отдохнуть от ее плача, доходившего до небес. С тех пор день сменяется ночью, а ночь — днем.

1 Яма и Ями — перволюди, подобно уже знакомым нам по «Авесте» Йиме и Йимаке. В ведийских текстах Яма — «первый, кто умер» и открывший путь смерти для других. В развитие этого первоначального мифа о первой паре, подобной Осирису и Исиде, Яма, как и Осирис, становится владыкой нижнего мира, находящегося за рекой Вайтарани, где-то на юге. Деление космоса на север и юг как место обитания богов, ведающих жизнью, и резиденцию бога смерти сохранялось и в других мифологиях. Так, на модели этрусской гадательной печени из Пьячен-цы участки богов находились на севере, на юге — владения богов смерти. Следуя ориентации «север — юг» , в Индии умерших клали головой на юг. Оппозиция «север — юг» нашла естественное продолжение в оппозиции «день — ночь». Таким образом, миф о перволюдях — мужчине и женщине — стал частью космогонического мифа, так же как это имеет место в первой главе книги Бытие, где первый человек также сразу создается мужчиной и женщиной.

Источники: xenoid.ru, www.testsoch.info, www.school-essays.info, mifologija.ru, www.hobobo.ru

Митраизм

Тифон

История рыцаря Грэлента. Часть1

Даждьбог

Смирна

СМИРНА — Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии.    Из чего делают смирну, как она выглядит и где ее в ...


Тайны Мачу-Пикчу

В долине реки Урубамбы, на вершине горы , расположился потерянный город инков, чьи необычайных размеров каменные террасы, храмы и ...


Изготовление бирок для товаров

Текстильные этикетки для одежды можно классифицировать по используемому материалу. Бирки могут быть изготовлены на сатине, на нейлоне или полиэстере, ...


Ноев ковчег

Ноев ковчег – упоминаемое в Библии и Коране судно, которое построил праведник Ной по велению Бога, решившего спасти семью единственного ...


Культура и наука 19 века

Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, ...


Одежда средневекового рыцаря

Это были очень тяжелые боевые костюмы, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так ...


Почему болит живот у вашего ребенка?

Жизнь современного человека настолько быстра, что порой не хватает времени на полноценное питание. Приходиться довольствоваться перекусами, и то, не ...