Славянская мифология

В низшей мифологии (демонологии) восточных славян воплощение несчастья, горя, «злой доли», беды. В сказках Лихо изображается в виде костлявой, чахлой, ...

Языческое мировосприятие являет собой основу мифов славянских народов. Те, в свою очередь, охватывают всю сферу духовной культуры, в том числе и материальной. Славянские мифы берут свое начало в древней индоевропейской культуре, так как именно оттуда пошли первые представления о мироздании.

Самый расцвет славянской мифологии приходится на конец первого тысячелетия до нашей эры, как раз тогда, когда происходило этническое единение древних славян с 9 - 10 века. Когда племена славян расселялись между Вислой и Днепром по Центральной и Восточной Европе от Эльбруса до Дуная и южного побережья Балтийского моря до северной части Балканского полуострова, происходила дифференциация мифов. К началу нашей эры уже успели выделиться четыре основных центра славянской мифологии: мифы балтийских, восточных, южных и западных славян. Несмотря на свои локальные различия, им удалось сохранить основные черты общеславянской мифологии, что облегчило в дальнейшем ученым работу по реконструкции.

В дальнейшем изучение славянских мифов для историков представляется практически невозможным, так как не сохранилось подлинных древних текстов, а существующие не вызывают доверия у историков. Дело в том, что с 6 по 11 век было крайне мало свидетельств о поучениях против язычества. Мифология воссоздавалась по фольклорным и этническим записям 19 - 20 веков - «Птичья книга», «Золотая книга», «Книга странствий», «Книга Велеса», «Голубиная книга», по дошедшей до нас в копиях книге «Слово о полку Игореве».

Информация о восточнославянских мифах были найдены в летописных источниках. Западнославянские - получили свою известность благодаря нескольким вариантам, сохранившихся у чехов и поляков. Здесь же обнаружены наиболее полные сведения о богах балтийских славян, а также о поучении против язычества. Преклонялись тут и отдельным божествам, которые были связаны с локальными культами. В результате получалось, что у восточных славян если, что-то и происходило, то у западных об этом даже и не упоминалось.

Источников информации о южнославянской мифологии оказалось совсем мало. Они раньше других попали под влияние древних цивилизаций Средиземноморья. У них раньше других возникла идея существования высшего божества. Об этом свидетельствует сочинение Прокопия Кесарийского «О войне с готами».

Славянские мифы содержали в себе не только веру в одушевленность всего живого в природе - камни, огонь, деревья. но и веру в способность души переходить в другую плоть.

Большинство мифов основывались на способностях персонажей превращаться в животных, людей, деревья. Если верить их мифам, то наш мир весь пронизан сверхъестественной опасной силой, но она не агрессивна. Люди всегда имели с ней дело и даже могут немного ею управлять при помощи правил, обрядов, оберегов и соблюдения определенных ритуалов. Особое место в мифологии занимают языческие боги.

Самый главный - Творец Вселенной Род. который силой своей любви к Ладе создал нашу землю. Его потомками стали - Сварог. олицетворяющий доброе начало, cоздатель Ирия, Матерь-Сва. бог солнца Ра, Мокошь. Святогор. Сива. и злое начало - Чернобог. Дый. Попытки нарушить их противостояние потомками всегда заканчиваются пагубно для мира. Примером тому является, когда Дажьбог и Перун решили окончательно покончить со злом в этом мире, случился всемирный потоп.

Славянская мифология

Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. Ксожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ. соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.

Древнеславянская мифология затрагивает огромный промежуток времени и содержит информацию от сотворения мира до бытовых сцен славянского народа. При этом ее можно разделить на два крупных этапа: древний, первозданный этап, и новый, современный для древних славян. Ксожалению, не осталось источников, описывающих события, приведшие к такому переходу, известно лишь, что в мире произошло какое-то событие, которое все изменило.

По верованиям древних славян Мир был разделен на три части: верхний мир, расположенный над небесами, мир богов и божественных существ – Правь; средний мир, мир в котором живут люди, звери, растения –Явь; и нижний мир, мир мертвых – Навь. Но эти миры хоть и отделены друг от друга, не являются отдельно существующими, они взаимосвязаны и взаимопроникаемы, однако обычному смертному пересечь границу миров не дано. Вкаждом из миров действуют свои законы и правила, за каждым из миров присматривают свои боги.

Вообще пантеон древнеславянских богов весьма многочисленен. Большинство божеств отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род –бог-творец. Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе.

Славяне верили, что все миры объединяет единое море хаоса, и все миры расположены в этом море. Изначально мир был создан Родом и двумя его сыновьями Белбогом и Чернобогом. Вдальнейшем же, другие потомки Рода видоизменяли и развивали мир. Древние славяне верили, что до них, наиболее развитыми существами в этом мире были Волоты. а славяне являются прямыми потомками этих великанов. Но люди не единственные разумные существа в Яви. По соседству с ними живет огромное число существ. одни из них помогают славянскому народу, другие ненавидят людей и причиняют им вред.

Мифы древних славян

История круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов.

Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи.

А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.

Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены.

Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.

Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.

Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.

В отличие от греческой и римской мифологии, которые весьма хорошо известны художественной литературе и культуре, а также легенд Востока, тексты славянской мифологии не смогли дойти до нашего времени, поскольку в те давние времена, когда создавались славянские мифы, народ Руси еще не знал письменности.

В 5-6 веках после Переселения славянских народов, славяне осели на территории Восточной и Центральной Европы от Лабы до Волги, от Балтийского моря до Балкан. Прошло много веков и славяне постепенно отделились друг от друга, образовав три базовые ветви семьи родственных славянских народов.

Храм Даждьбога. Всеволод Иванов - Даждьбог - Божества - Славянская мифология

Первая группа – это восточные славяне , вторая – западные и третья – южные .

Но, несмотря на данное разделение, славянская мифология сохранила почти все общие черты. К примеру, у всех славян существует миф о битве бога грозы и демона. Также всем славянам знаком очень древний обряд сжигания чучела, как воплощения злых и мрачных сил.

Мифология древних славян, также как и их религия состояла из обожествленных сил природы и культа умерших. Высшим богом у славян был бог грома Перун. Понятие об этом боге сливалось у славянского народ с понятием неба вообще, олицетворением которого был бог Сварог.

Все остальные боги считались потомками Сварога – боги огня и солнца. Богом солнца у славян был Хорс и Даждьбог. Также функции бога солнца часто исполнял хранитель стад, таинственный бог Велес.

Все перечисленные названия чрезвычайно древние и употреблялись всеми без исключения славянами. Общеславянское мировоззрение о высшем божестве получило у отдельных племен последующее развитие, приобрело новые и более причудливые формы.

Боги славянской мифологии

В основе их лежит дуализм, т. е. признание славянами доброго начала в лице Белбога и подчиненного ему, но все же вредоносного элемента – в лице Чернобога. Соединенными творческими силами обоих богов возник мир из беспредельного воздушного пространства или небесного океана, среди которого находился светлый ирий или Буян-остров, блаженная обитель богов. Затем сотворен был Белбогом из глины человек, причем Чернобог не преминул внести и свою нечистую лепту в природу нового творения. Завидуя могуществу Белбога, Чернобог попытался вступить с ним в борьбу, но был побежден и перенес свою ненависть на первого человека , обладавшего титаническими силами и жившего в согласии с Белбогом. Он в отсутствие Белбога опьянил человека «за столом божьим» изобретенным им вином и этим навлек на него гнев Белбога, имевший последствием физическое и нравственное измельчание рода людского.

Чуждаясь зла, неизбежного в мире, Белбог сам не правил миром. С супругой своей Дивой, богиней земли, он царил за облаками, предоставив правление миром и возможную борьбу против зла четырем низшим мировладыкам. Между ними первое место в славянской мифологии занимал Перун. небесный властитель, могучий и гневный чернокудрый бог с пламенными усами и бородою, защищающий и охраняющий людей и ведущий непрерывную борьбу с Чернобогом при помощи громового молота, лука – радуги и стрел – молний. Супруга Перуна, Симаргла, Жива или Сива, была богиней молний, летних гроз и плодородия. Над водной и воздушной стихией властвовал, согласно мифам славян, Стрибог. отец ветров и бог моря, наряду с которым в народи, памяти стояло стихийное морское божество – Водяник, безобразный и гневный исполин, своей неистовой пляской поднимающей на море гибельную бурю.

Баба Яга. Персонаж славянской мифологии. Картина В. Васнецова, 1917

Далее следовали царь огня: Жижал белорусов Сварожич или Радагаст поморян, бог гостеприимства и хранитель домашнего очага, и властитель подземного царства, Ний поляков, Ситиврат или Карачун прочих славян, мрачное зимнее божество, супруг богини смерти и мертвящей зимней стужи, Мораны. Ниже названных мировладык стояло в славянских мифах потомство Перуна: сын его, бог солнца Хорс, Даждьбог или Ладо, наиболее почитаемое божество славян, супруг морской царевны Лады или Купалы, богини весны, дождя и плодородия, и брат его Велес или Волос, бог месяца, вдохновитель певцов, «Велесовых внуков», и покровитель стад и диких животных. Сонм высших богов замыкали сыновья Хорса, Лель и Полель, боги законной любви и брака; Чур, хранитель границ, покровитель торговли и всякого прибытка, и Ярило. приапическое божество чувственной любви и плодородия.

Духи и мифические существа у славян

Кроме этих божеств высшего порядка, славянская мифология знала множество земных, стихийных духов. Вся природа представлялась в ней населенною сверхъестественными существами. В лесу властвовали сердитые и вспыльчивые, но честные и не делавшие беспричинного зла лешие. В водах жили водяные деды и прекрасные, но лукавые обольстительницы – русалки. В горных местностях обитали духи-вилы. иногда коварные и злобные, но любившие богатырскую удаль и покровительствовавшие отважным воинам. В горной пещере скрывались роженицы, богини судьбы, предрекавшие новорожденным их участь и т. д.

Источники: slav.dtn.ru, bestiaria.ru, legendami.ru, mithology.ru, rushist.com

Стигийские собаки

Кельты и деревья

Дверь в параллельный мир

Селена - богиня Луны

Этапы строительства кирпичного дома

Кирпичное строительство общепризнанно является одним из самых красивых и качественных среди всех существующих вариантов, по большинству параметров превосходя все альтернативные способы ...


Самые жаркие места на планете

Визитной карточкой нашей планеты являются огромные водные просторы и несравненной красоты растительный и животный мир. Именно благодаря этому миру, ...


Первый царь на руси

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный первым ...


Аннунаки: древняя тайна

Шумерская цивилизация сама по себе является одной из самых загадочных, увлекательных и интересных страниц человеческой истории. Так что с точки зрения ...


Откуда появился Минотавр

МИНОТАВР — полубык, получеловек, родившийся как плод неистовой страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, который по велению Нептуна вышел из ...


Острое воспаление спинного мозга

Острое воспаление оболочек спинного мозга редко встречается, как первичное независимое заболевание. Оно может явиться как распространение воспаления оболочек головного мозга или ...


Трехколесный электроскутер

Если вам по душе экологичный транспорт, но слишком медленным кажется электровелосипед, значит, пришло время подумать об электроскутере, для выбора которого ...