Петр Яковлевич Чаадаев
Чаадаев Петр Яковлевич, российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-1826 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства . В главном сочинении - Философических письмах высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем журнал Телескоп был закрыт, а Чаадаев высочайшим повелением был объявлен сумасшедшим. В Апологии сумасшедшего , написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
Чаадаев родился в дворянской семье. Учился в Московском университете, где познакомился с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным, А. И. Тургеневым, братьями Муравьевыми. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1814 г. вступил в масонскую ложу. В 1821 г. вышел в отставку и был принят И. Д. Якушкиным в тайное декабристское общество. В 1823-1826 гг. путешествовал по Европе; был знаком с Ф. В. Шеллингом. В 1828-1830 гг. написал трактат Философические письма ; после публикации первого письма был высочайше объявлен сумасшедшим. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста Ч. участвовал в идейной жизни Москвы, полемике западников и славянофилов, много писал, но, в виду запрета, до конца жизни ничего не напечатал. Большинство его работ издано после смерти, важнейшие лишь в современное время, а многие не изданы и до сих пор.
Афоризмы, цитаты, высказывания Чаадаев Пётр Яковлевич
- Пути крови не суть пути провидения.
- История ее мрачна, а будущее сомнительно.
- Есть режим для души, как есть режим для тела: надо уметь ему подчиниться.
- Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью.
- Бессильный враг наш лучший друг; завистливый друг злейший из наших врагов.
- Ничто так не истощает, ничто так не способствует малодушию, как безумная надежда.
- Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.
- Христианин беспрестанно переходит с неба на землю: кончит тем, что останется на небе.
- Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
- Если б не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле сумасшедший.
- Надеяться на Бога есть единственный способ в него верить, и потому кто не молится, тот не верит.
- Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами.
- Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
- Есть только три способа быть счастливым: думать только о Боге, думать только о ближнем, думать только об одной идее.
- Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.
- Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание.
- Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
- Россия, если только она уразумеет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы.
- Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.
- Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной.
- Появится неизвестно откуда идея, занесенная каким-то случайным ветром, как пробьется через всякого рода преграды, начнет незаметно просачиваться через умы, и вдруг в один прекрасный день испарится или же забьется в какой-нибудь темный угол национального сознания, чтобы затем уж более не всплывать на поверхность: таково у нас движение идей.
В Родословной книге князей и дворян российских и выезжих записано: Чаадаевы. Выехали из Литвы. Название получили от одного из потомков выехавшего и прозывавшегося Чаадай, но почему, неизвестно.
Чегодайили, в русском произношении, Чаадайимя монгольского происхождения, его носил один из сыновей Чингисхана,он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи.
Дед Петра Чаадаева по материнской линии - князь М.М.Щербатов, известный историк, сподвижник Н.И. Новикова. Мать - княжна Наталья Михайловна Щербатова. Отец - Яков Петрович Чаадаев, советник Нижегородской уголовной палаты.
Родители умерли рано и в 1797 году Михаил и Петр были взяты на воспитание старшей сестрой их покойной матери, Анной Михайловной Щербатовой. Опекуном братьев стал дядя - князь Д.М. Щербатов.
Образование
Получив хорошее домашнее образование, в 1808 году Чаадаев по надлежащем испытании поступил в Московский университет.
Преподавателями его были профессора Ф.Г. Баузе, К.Ф. Маттеи, Т. Булле. Последний выделял Чаадаева как одного из самых одаренных учеников.
Характерным недостатком всей системы просвещения в России того времени было то, что лекции читались только на иностранных языках. Русский язык не изучали вовсе. Позднее Чаадаев говорил о себе: . Мне легче излагать свои мысли по-французски, чем по-русски.
С ранних лет Чаадаев поражал окружающих необыкновенным умом, начитанностью, тягой к самообразованию. Он был собирателем книг и обладал богатой библиотекой . Одной из жемчужин библиотеки Чаадаева был Апостол, изданный в 1525 году Франциском Скориной - в России было только 2 экземпляра этой книги. Чаадаев не был библиотафом и охотно делился книгами с профессорами и другими студентами.
В университете у Чаадаева складывается дружба с А.С. Грибоедовым и И.Д. Якушкиным.
Современники отмечали утонченный аристократизм и щегольство в одежде Петра Чаадаева.Близко знавший его, впоследствии ставший биографом, М. Жихарев писал, что искусство одеваться Чаадаев возвел почти на степень исторического значения . Чаадаев слыл самым блистательным из молодых людей в Москве. он пользовался также репутацией одного из лучших танцевальщиков. Явное благоговение перед его личностью впечатляло и самого Петра Чаадаева и развивало в нем черты жестокосердного себялюбия. Интеллектуальное развитие и светская образованность не заполнялись сердечным воспитанием. В дальнейшем, это окажется одним из источников своеобразия и подвижности его философских размышлений.
Военная служба
Весной 1812 года вступил в лейб-гвардии Семеновский полк подпрапорщиком.Ходил в штыковую атаку при Кульме.В 1813 году перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский полк. Будущий декабрист С.И. Муравьев-Апостол объясняет этот поступок Чаадаева простым желанием пощеголять в гусарском мундире.
Источники: blog.i.ua, hrono.ru, interpretive.ru, aphorism-citation.ru, drevo-info.ru