Конфуцианство

Главная » Познавательная информация

Конфуцианство

Конфуцианство — социально-политическое учение, проповедующее неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Возникновение связано с легендарным мудрецом Кун Фу-цзы , жившим в 551 — 479 гг. до н. э. и более известным как Конфуций . Конфуций — автор книги «Лунь юй» , которую образованный китаец ещё в детстве выучивал наизусть и руководствовался её правилами и советами всю жизнь.

Конфуций родился в эпоху междоусобицы, разделения Китая на враждующие государства, когда каждый князь хотел быть императором. Набравшись опыта работы в качестве чиновника, решил стать духовным учителем всего китайского народа. Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Народ, недовольный распрями правителей и произволом, поддержал реформу Конфуция.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Конфуций.

Кун-фу-цзы благородный учитель Кун, Конфуций. Китайский мудрец, принесший религию, которая стала основой государственного управления, культуры и политики огромной страны. Впрочем, религию ли? Ведь Конфуций почти ни слова не сказал о Боге, о вере, о том, с чем мы привыкли связывать слово религия. И все же именно религию в ее изначальном смысле, ведь religio восстановление связи. Связи с Богом, с Небом, с другими людьми, с самим собой.

Конфуций говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту.

Восток дело тонкое. Чтобы понять Конфуция, надо стать немножко китайцем, и тогда, возможно, нам откроется особый мир. Мир, в котором есть Небо и есть Земля, есть вечное и есть преходящее. Мир, в котором все существа объединены в одно целое. Мир, в котором фокусом всех связей между Небом и Землей выступает Человек, особенно правитель, чей долг следовать закону Неба, быть справедливым. Тогда и подданные будут справедливыми, ибо правитель это исправитель.

В этом мире наше единственное предназначение быть человечными, а значит, сострадательными и великодушными.

В этом мире есть прошлое и будущее, во время оно, как и ныне, разорванные и разделенные. Почему? Потому что разорван сам человек, мы с вами, призванные соединять. Мы отвергаем свое прошлое и стремимся в будущее, но, ошибаясь в прошлом, впадаем в иллюзию и о будущем. Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее, говорил Конфуций. Традиция корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби.

Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником.

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.

Добродетель никогда не бывает одинокой.

Этика и нравственность конфуцианства

Конфуцианство возникло в древнем Китае, и представляет собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало  существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.

2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.

3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.

4. Люди, живущие по законам добродетели.

5. Люди, совершенные во всех отношениях.

Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые – вознаграждение.

Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.

Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.

Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления.

Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.

Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.

Конфуцианство в Корее

Находясь под давлением Китая, Корея переняла себе некоторые моменты жизнедеятельности соседа. Конфуцианство попало на территорию Кореи именно из Китая.

Во времена Трех объединенных королевств наличие конфуцианства в Корее стало очень заметно. Эта религия провозглашала понимание окружающего мира и ставила человека во главе этого мира.

Сильное влияние конфуцианство оказало на королевство Когуре. Также сильно вмешалось в систему политики и власти другого королевства – Бэкче. Конфуцианство оставляло видимый след в развитие государства – его культуре, искусстве, государственных и социальных структурах. Королевство Силла приняло религию позже всех, хотя задолго до этого момента юношеское военное движение руководствовалось именно принципами конфуцианства.

Королевство Коре прочно основывалось на буддизме из-за благосклонности своего правителя именно к этой религии. Но анализ деяний этого правителя говорит о том, что его мышление также не было лишено конфуцианских элементов.

Последний правитель Коре придерживался принципов конфуцианства полностью. Это дало новый толчок для развития религии на территории королевства и влиянии конфуцианства на сферы жизни государства. Были построены специальные храмы, алтари, проведены церемонии, прочее.

Принципы конфуцианства утверждались все более. Вскоре, с очередной сменой власти, оно вошло на новый уровень своего развития. Оно стало не просто религией, а легло в основу государственной идеологии. Была создана Национальная Конфуцианская Академия Сонгюнгван, где обучали принцыпам и идеям этой религий, ставя в основу развития человека духовное начало.

При династии Чосон конфуцианство по-прежнему продолжало свое стремительное развитие. Организовывались школы. академии, где молодежь получала знания в учении Конфуция. Эпоха Чосон стала пиком расцвета религии. Вырос уровень образования, научной подготовки, знаний. В 16 веке ко всем идеям и учениям прибавилось учения этикета и стало неотъемлемой частью общей религии.

По определенным случаям проводились церемонии, где главным являлось искреннее выражение чувств и эмоций, духовные переживания человека. Все идеи и принципы конфуцианства легли в основу практического учения Сирках, созданного во время династии Чосон.

Источники: www.wikiznanie.ru, www.newacropol.ru, ethicscenter.ru, ppt4web.ru, www.koreamuseum.ru


Это интересно

Китайская культура - древняя цивилизация

Согласно утверждению китайского ученого Лян Цичао, Китай вместе с Вавилоном, Индией и Египтом является одной из четырех древних ...


Как подготовиться к свадьбе

Свадьба - это один из тех дней, когда влюбленные официально регистрируют свои отношения. И ни для ...


Как через сайт донести информацию до пользователя

Интернет – неотъемлемая часть жизни современного человека. Мы работаем, развлекаемся, общаемся, знакомимся, покупаем через глобальную сеть. ...


Минин и Пожарский

С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о ...


 

Самые читаемые

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является отдельной, ... Далее

Освоение космоса в СССР

Освоение космоса в СССР было одним из главных достижений советской науки. Многие страны ... Далее

Немейский лев

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Тот поручил герою убить страшное ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды