Индийские Боги

Главная » Познавательная информация

Коллекция фотографий - Индийские Боги

Пантеон богов Индии исчисляется тысячами, при этом условно их можно разделить на богов индуизма и богов ведических. При этом боги индуистские боги подразделяются на основных Богов - Махадевов, к которым относятся Шива, Вишну, Брама; дэвов - богов второго порядка, и дэвата - богов локальных и домашних. К ведическим Богам относятся Индра, Варуна, Ваю, Ума и другие, которым в Индии и странах Индостана также отдают почести. Имена Богов используются в Индии довольно часто, их произнесение непременный атрибут богослужений, некоторые мантры состоят из перечисления имен богов как Шри деви мантра. Именами богов в Индии называют детей, фирмы и магазины.

Шива. Третий из Богов Тримурти - олицетворяющий разрушение и уничтожение миров. И в тоже время Шива - Милостивый.

В индийской мифологии Вишну занимает одно из ведущих мест, составляя с Брахмой и Шивой божественную триаду – Тримурти. В современном индуизме секты делятся на две главные группы поклонников Шивы и Вишну, потому что образ Брахмы слишком абстрактен и всеобъемлющ Шива и его жена Кали не лишены жестокости или даже злобы Вишну со своей женой Лакшми – олицетворение всеобщей любви и радости жизни.

МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА

Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная.

В пантеон ведических богов Шива вошел сравнительно поздно, подменив Рудру. Считают, что это произошло около III века н. э. Но заявил он о себе очень веско.

Как божество он олицетворяет бурю, грозу, ярость. В одном из мифов он в гневе великом врывается на пир богов, куда его не пригласили и где в отчаянии бросилась в огонь его жена Сати. Пир устроил Дакша, отец Сати Рудра причинил увечья многим богам, а Дакше снес голову, которую потом не могли отыскать, из-за чего пришлось пострадавшему приладить голову козла.

Он орошает почву, землю и небо. Когда же Варуна хочет, чтоб его подоили, тучей окутываются горы, и неистовые мужи опускают поводья.

Имя этого бога для русского уха звучит совершенно понятно: огонь, огни . Культ Агни предполагает не просто огонь как таковой, а прежде всего жертвенный, который обеспечивает связь людей с богами. Поэтому Агни часто упоминается вместе с Сомой. Кроме того, в плане философском, воздаются почести духу огня, огненосной субстанции, одной из главнейших природных стихий.

В индийской мифологии слово «сома» употребляется очень часто. У него четыре значения. Происходит оно от глагола «выжимать» и относится к соку растения, из которого готовили пьянящий напиток. Так же назывался и бог этого напитка – Сома. Позже его стали отождествлять с богом Луны или даже называть ее этим именем. Наконец Сомой порой называли животворный дождь или жертвенные возлияния .

Этого бога принято сопоставлять с Зевсом, называя богом грозы и молнии, громовержцем. Но таковы лишь его внешние атрибуты. Он был одним из наиболее почитаемых богов; в Ведах ему посвящено около трехсот гимнов – больше, чем любому другому божеству. Вот один из них:

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Он закрыл собою всю землю и возвышался над ней на десять пальцев. Пуруша – это все, что стало и станет. Он властвует над бессмертием, , что растет благодаря пище.

ПРАДЖАПАТИ

Так называется едва ли не самое загадочное божество индийского пантеона. В переводе слово означает «несвязанность», «безграничность». Значит, Адити можно соединять с понятием первичного хаоса, всеобщего смешения без связи между частями или с бесконечностью, безграничностью как всеединством и вечностью.

Для европейца индуизм кажется чем-то очень сложным, непонятным, чуждым. Отчасти это объясняется многобожием, которое достигло невероятного размаха. Все эти индийские боги, богини, духи. Кажется, что запомнить их имена и функции просто невозможно. Однако, как и в любой религии, наряду с множеством второстепенных мелких божков или святых есть так называемый верховный пантеон. В индуизме, как и в христианстве, имеется представление о триединстве Всевышнего, но несколько в другом аспекте. Здесь имеет место некая динамичность - создатель-вседержитель-разрушитель. Таким образом, верховные индийские боги, имена которых Брахма, Вишну, Шива, считаются не просто верховными. Они отражают динамичность в развитии всего сущего.

Все индийские боги и полубоги имели жен. Брахма, Вишну и Шива не были исключением. Их спутниц звали, соответственно, Сарасвати, Лакшми и Парватти. Эти богини также считались верховными и почитались индусами. Они наравне с мужьями управляли жизнью людей. Так, Сарасвати покровительствовала музыке, искусству и литературе. Согласно легенде, именно она изобрела санскрит - древнейшую письменность. Лакшми считалась богиней любви, семейного очага, удачи. Она воплощает жену всех инкарнаций Вишну. Парватти - жена Шивы. В негативном аспекте ее почитают под именем Кали. В данном случае она полностью соответствует мужу, так как олицетворяет разрушение. Кали изображают как страшную многорукую женщину в ожерелье из черепов, с черными развивающимися волосами, кровавыми клыками.

Существуют и другие индийские боги, особо почитаемые в Индии. Например, Ганеша, сын Парватти и Шивы. Его изображают с головой слона и почитают как хранителя богатства, достатка и счастья, бога, устраняющего препятствия и покровителя наук. Также Ганеша - предводитель прислужников Шивы. Его часто изображают танцующим.

Индийский бог любви - Кама - похож на своего античного коллегу. Его изображают как красивого юношу с луком и стрелами. Только лук его сделан из тростника, а вместо стрел - цветы.

Индийские боги зачастую теряли свое первостепенное значение, трансформируясь в владык сторон света. Например, Варуна - бог-судья, воплощение мирового порядка и справедливости. Кроме того, Варуна является вседержителем мровых вод, богом дождя и бурных потоков. Он вершил высший суд и карал грешников, однако постепенно утратил свое значение, трансформировавшись в правителя запада.

Индра - изначально бог войны, битв, грома и молний, царь всех полубогов. В руке у него была молния, которой он карал врагов или же возвращал к жизни павших в бою воинов. Также утратил первоначальное значение, став правителем востока.

Сурья - бог солнца, всевидящее око богов. Его основной задачей было изливать свет. Сурья ходил по небу, разграничивая день и ночь. В некоторых мифах упоминается семерка скакунов, на которой он объезжал небо. В этой версии Сурья имеет нечто общее с Гелиосом. Со временем стал владыкой юго-востока.

Бог Яма - владыка царства мертвых. Его жена и спутница - Ями - воплощает его творческую энергию. Яма считается братом Ману, первого человека, который пережил Потоп. И хотя Яма изначально был милостивым богом, со временем он, как и многие индийские боги, приобрел совсем иные качества и стал почитаться как свирепая разрушительная сила.

3 ноября начинается Дивали - один из главных праздников Индии, олицетворяющий сложные отношения индийских богов друг с другом и с людьми.

Индийская мифология

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. К высшему уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога , причем само это число - существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных и небесных. Иногда богов членят на группы , противопоставленные по тому же тройственному принципу.

Индуистская мифология берет начало с I тысячелетия нашей эры в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов , деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.

Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем Раваной.

В «Махабхарате» Кришна наставляет Арджуну, чтобы тот обратился к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.

Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы.

Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм.

В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся ее 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать. В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии.

Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну — двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры — среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны, а ягодицы — теджасом Притхиви. Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Васу превратился в пальцы Ее рук, а сияние Куберы — в Ее нос. Три глаза Богини возникли из сияния Агни. Уши были рождены светом Марута, а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других богов.

Источники: achadidi.narod.ru, bogi-i-bogini.com, fb.ru, smallbay.ru, ajanta-dance.ucoz.ru


Это интересно

Первый царь на руси

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь ...


Святой Иосиф

Святой Иосиф был сыном Иакова и его любимой жены Рахили. Он был младшим среди своих братьев (сыновей Иакова ...


Ливонская война

После покорения непокорной Казани, Россия направила силы на взятие Ливонии. Исследователи выделяют две основных причины Ливонской войны: ...


Купидон - Бог любви

Купидон Купидон — в мифах древних римлян божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту. По легендам Древней ...


Самые читаемые

Важность правильной постановки цели в бизнесе

Итак, каждое предприятие имеет свои цели. Если, к примеру, организация занимается благотворительностью, ... Далее

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды