Церковь и государство в средние века

Главная » Познавательная информация

св. Фома Аквинский: kantor

Бурные противоречия российской жизни нашли выражение и в столкновении интересов Русской православной церкви и государства, или, как тогда говорили, «священства» и «царства». Встал вопрос: чья власть выше — церковная или светская, патриарха или царя?

Вы знаете, что во всех странах Европы в Средние века церковь играла большую роль, нередко стремясь подчинить себе правителей государств. Из-за этого нередко вспыхивали столкновения между правителями и духовенством. В России православная церковь также обладала огромной силой. Государство нуждалось в церкви во время борьбы с иноземными захватчиками, в период создания единого государства. Церковь освящала великие свершения народа.

Но чем сильнее становилась в России власть монарха, тем более скромная роль отводилась церкви. Самодержавная власть не могла смириться с огромными земельными владениями, мощным политическим влиянием, различного рода судебными и налоговыми льготами духовенства.

Церковь Григория Неокесарийского в Москве. XVII в.

К середине XVII в. церковь уже лишилась многих своих привилегий, но оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников и влиятельнейшей духовной силой.

Открытому столкновению «священства» и «царства» предшествовали попытки обновления самой церкви. К середине XVII в. вопрос о необходимости перемен в жизни церкви встал очень остро.

За долгие столетия в богослужении, в обрядах накопилось немало несуразностей и ошибок, в церковных книгах, когда-то переведенных с греческого языка, многие тексты были искажены переписчиками. Русские иконописцы, создавая иконы, порой отходили от строгих византийских правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов.

Даже крестное знамение с годами на Руси претерпело изменение: вместо крещения тремя перстами стали креститься двумя, что вызывало удивление в остальном православном мире. Ряд языческих обрядов незаметно стал составной частью церковных служб. Так, праздновались Святки и другие языческие праздники. Необходимость восстановления общих обрядов усилилась в преддверии принятия в подданство России православных украинцев.

 Заключение

Средние века — период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты священного писания и каноны церкви, — все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.

Ни господствующая идеология, ни ереси не придавали проблемам государства и права ведущего значения по той причине, что первая защищала власть в любом ее выражении, а право сводила к проявлениям власти, ереси же взывали к истинной христовой церкви как общине верующих, сосредоточившей в себе власть, отождествляя право с религиозными нормами всеобщего равенства, справедливости, взаимопомощи.

В большей мере проблемы государства и права обсуждались в процессе и результате борьбы за власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви.

Но и в период Средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела. Применяя к государству и праву тексты священного писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.

Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных государств. Государство, право, официальная религия и Церковь стояли прежде всего на защите интересов господствующего класса, т.е. класса феодалов-землевладельцев, и, в первую очередь, наиболее крупных.

Феодальное государство на протяжении всей истории феодализма эволюционировало. В раннефеодальном периоде это были крупные государственные объединения. Классическим примером являлась империя Карла Великого.

Средневековье

В Х-ХП вв. на смену крупным политическим государственным организациям приходят новые их формы - княжества, герцогства, графства и т.п. Эти государственные образования были по существу независимыми друг от друга, и если в той или иной стране они и были зависимы от короля, то эта зависимость, как правило, была чисто номинальной - короли в этот период были слабыми. Это был период феодальной раздробленности.

В XIII-XV вв. вновь меняются формы государственных образований. В это время оформляются единые централизованные государства. Первым результатом этого процесса явилось оформление сословной монархии, король приобретает определенную власть, которую он делит с сословными представительными органами .

В процессе дальнейшей централизации феодальных государств формируется новый тип государства, который является самым сильным государственным образованием эпохи Позднего феодализма - абсолютная монархия. С появлением абсолютной монархии в стране исчезает сословно-представительный орган и власть короля становится абсолютной. Классическим государством абсолютной монархии считается Франция.

С возникновением государства оформляется законодательство. Феодальное право было зафиксировано либо обычаем, обычным правом, особенно на ранних этапах, когда обычай строго соблюдался, либо первыми законодательными сводами. Раннее феодальное законодательство государственных институтов Западной Европы оформилось в правовых сводах, получивших название Правд - Саксонская, Рипуарская, Бургундская и др. Правды. Наиболее широко действующей и известной была Салическая Правда. Более поздние своды законов раннего средневековья - Капитулярии Карла Великого, Кодекс Юстиниана, Эпанагос Василия I. Своды законов оформляли основы ранних феодальных государств и институционных образований: юридическое оформление собственности и феодального землевладения, положение феодалов и крестьян и т.д.

Самые первые своды законов, как и последующие законодательства, закрепляли и освящали монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьянина и судебную и политическую власть феодала над крестьянином. Большую роль в укреплении феодальных государств, причем не только на ранней стадии феодализма, играла Церковь, ее духовный авторитет.

 Устройство церковного управления

Когда Римская империя признала христианство, церковь уже имела сложное внутреннее устройство. В ней различались миряне и клир , разделявшийся на епископов, пресвитеров и диаконов. Под управлением епископов находились епархии, соединявшиеся в свою очередь в особые области под управлением первенствующих епископов или митрополитов ; епископы одной и той же области собирались на соборы. Особым почетом и влиянием пользовались в церкви епископы городов, в которых христианство было насаждено самими апостолами или где существовали высшие христианские училища. В IV в. первый вселенский собор занялся и устройством всей иерархии, т. е. священноначалия в Римской империи. Он признал старшинство за епископами трех главнейших городов империи, именно Рима, Александрии и Антиохии, а также за экзархом иерусалимским. Второй собор в том же веке непосредственно за епископом римским поставил константинопольского, как епископа «нового Рима». Права этих пяти епископов были определены на четвертом вселенском соборе, который утвердил за ними и титул патриархов. Права этих пяти иерархов были равные, но первенство признано за епископом римским. Это первенство не было, однако, главенством, потому что верховная власть в церкви принадлежала соборам. Тем не менее власть римского епископа на Западе мало-помалу выросла в настоящее главенство, и там впоследствии римский епископ сделался как бы церковным монархом.

Источники: www.tepka.ru, www.bibliotekar.ru, prezentacii.com, society.polbu.ru, rushist.com


Это интересно

Ольянтайтамбо – город камней

В 40 км к северо-западу от Куско расположился довольно примечательный памятник индейской архитектуры – город Ольянтайтамбо. ...


Камни с углублениями и кольцами

Недалеко от Глазго, да и вообще по всему юго-западу Шотландии были найдены многочисленные камни с углублениями и кольцами, ...


Легенда о Доле. Подземная часовня

  Однажды, в темном, далеком прошлом Бретани, на Дольском поле произошла жестокая битва. С грубо обработанным менгиром ...


Аннунаки. Тайна планеты Нибиру

Ряд тайных обществ, исповедующих мифы о происхождении земли и человечества, говорят о таинственных созданиях, называемых ими "аннунаки". Шумеры ...


 

Самые читаемые

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является отдельной, ... Далее

Освоение космоса в СССР

Освоение космоса в СССР было одним из главных достижений советской науки. Многие страны ... Далее

Немейский лев

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Тот поручил герою убить страшное ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды