Атрибуты Бога

Иерей Димитрий Фетисов

Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням со «следами», отправлялись в священные рощи, приносили жертвы от трудов рук своих рекам и озёрам, бросали дары на дно колодцев, втыкали предметы в стволы деревьев, восходили на вершины холмов и гор, курганы и курганные комплексы были родовыми храмами, на которых иногда стояли идолы.

Самая простая форма специально организованного культового места у славян — культовые площадки с идолами и жертвенные ямы. Подобные места предположительно назывались «требища», на которых «творили требы», то есть исполняли то, что было необходимо для славления родных богов. Жертвенные ямы располагались на окраинах селений и не имели ограждений. Иногда на культовых площадках в геометрическом порядке располагались несколько идолов-капей: в центре или позади стоял главный идол, а вокруг или спереди — второстепенные.

Идолы делались из дерева, металла, глины и камня. Известны как небольшие фигурки домашних божков, так и идолы из огромных стволов деревьев в несколько метров высотой.

Идолы были вертикальными изображениями с антропоморфными чертами или аморфные. Антропоморфные идолы имели голову, руки и ноги. Иногда части тела лишь схематично намечались. Чаще всего идолы имели голову. Некоторые идолы имели по два, три, четыре лика. Голова снабжалась глазами, бородой, усами и другими деталями.

Атрибутами идолов были их имя, сакральное число , цвет и различного рода вещи: шапка, шлем, меч, палица, секира, щит, копье, рог, шар, палка, кольцо, крест — древнейший символ огня, «горомовая стрела», чаши. Иногда атрибутом выступают отдельные объекты, которые связаны с конкретным идолом: дуб, холм, огонь, конь, муравьи, собаки, медведь.

Иногда культовые площадки и идолы ограждались. Ограда могла состоять из «тычинок» или из столбов, на которых крепилась занавесь. Огражденное место становилось сакральной зоной. Самой обычной формой ограждения были вал, ров и искусственное возвышение. Некоторые капища ориентированы на северо-восток, в таком случае вход находился на юго-западе, а войдя в капище можно было наблюдать восход солнца в день летнего солнцестояния.

В некоторых случаях, капища в виде круглых площадок, огражденных валом или рвом с огнем, не имели идолов .

В капищах происходит разделение алтаря, на котором приносится треба, и который могли вымощать камнем, и жертвенного костра, который располагался в стороне, за оградой, и где также сжигались разного рода дары.

В последний период дохристианского язычества возникают храмовые постройки и крупные комплексы. Вокруг капища возводятся значительные городища с рвами, валами и тыном. Внутри городища остается незастроенное требище где проводятся массовые обряды, оставляются дары, горит огонь. Помимо этого возводятся длинные дома для праздников и родовых собраний. Рыбаков предлагает называть эти постройки храмами , но археологи относятся скептически к такой классификации. Храмами в узком смысле называют крытые помещения с идолом внутри. У балтийских славян они назывались «гонтинами».

Среди городищ-святилищ выделют крупные культовые центры, которые включали требище, несколько капищ, сакральные пути , храмовые постройки с идолами, колодцы, родники и постройки для праздников. На территории святилищ находились ритуальные захоронения старших членов рода, становившиеся объектами почитания.

Герма - колонна с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Так как Гермес был хранителем путей и путников, гермы устанавливались у дорог, на перекрестках, у входов в дома и наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Во времена Рима гермы потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или бога.

Кадуцей - посох вестника - атрибут Гермеса. Являлся традиционным жезлом герольда . Изображался в виде крылатого жезла, увитого двумя змеями . Гермес, как посланник богов, получил крылатый посох, обладающий силой примирять противников. Когда он решил испытать подарок, поместив его между двумя борющимися змеями, они обвили посох, примирившись между собой.

Кифара - атрибут Аполллона. Один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов античной Греции. Похожий на лиру, но с большим числом струн, постепенно возросшим с 4 до 12, двумя стойками, соединявшимися перекладиной и резонатором. На кифаре играли стоя, касаясь струн пальцами или специальной палочкой - плектром.

Созвездие СОЗДАНО Богом и названо "Атрибуты Бога - Отца и Богородицы". Описание фото:

Лира - атрибут Орфея. Этот струнный музыкальный инструмент был изобретен Гермесом. натянувшим бычьи жилы на черепаший панцирь, и подарен Аполлону. Позднее, золотая лира была подарена Аполлоном Орфею и стала атрибутом юного музыканта. С ее помощью юноша мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы. После смерти Орфея лиру, вместе с головой растерзанного музыканта, прибило в острову Лесбос, где инструмент положили на почетное место в храме Аполлона. Позднее, по просьбе Аполлона и муз, лиру сделали созвездием.

Палладиум - деревянная статуя Афины, обладавшая чудотворным действием. Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, говорящая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Посох Асклепия - эмблема бога врачевания Асклепия. Внешне представлял из себя сучковатый посох с обвившей его змеей. Мог воскрешать мертвых.

Рог изобилия - атрибут богини мира Эйрены и бога богатства Плутоса. Являлся неиссякаемым источником богатства и всех благ. Изображался в виде большого рога, наполненного цветами и плодами. По одной из версий этим рогом стал рог божественной козы Амалфеи. случайно сломавшей его. По другой версии рогом изобилия стал рог речного бога Ахелоя. принявшего облик быка во время поединка с Гераклом и сломанный им.

Тирс - атрибут сатиров. Представлял из себя палку, обвитую плющом или виноградными листьями, с кедровой или еловой шишкой на конце.

Эгида - атрибут Зевса. Афины и Аполлона. Изображался как щит или доспех с натянутой на нем шкурой животного и с головой Медузы Горгоны. Афина носила эгиду, накидывая на плечи и грудь, как предмет женского туалета.

Источники: pagandom.ru, universal_ru_en.academic.ru, www.reformed.org.ua, www.foxdesign.ru

Роллрайтские камни

Эльфы и феи: король рыб

Роллрайтские камни

Человек - ящерица

Греция - загадочный остров Родос

Если вы выбираете направление для вашего будущего отпуска, выбирайте острова Греции - точно не пожалеете. Это и безумно красивое море ...


Трехколесный электроскутер

Если вам по душе экологичный транспорт, но слишком медленным кажется электровелосипед, значит, пришло время подумать об электроскутере, для выбора которого ...


Электровелосипед

Надоело стоять в пробках? Компания Ecobike предлагает идеальное решение – купить новый электровелосипед. Сегодня во многих развитых странах мира подобное транспортное средство ...


Автогрейдер и его виды

Автогрейдер представляет собой такую дорожно-коммунальную самоходную машину, которая имеет специальный отвал с ножом, смонтированный на раме и находящийся посередине между ...


Река Стикс

Стикс - река в царстве мертвых, через которую, согласно легендам, души умерших перевозит Харон. Иногда она описывается как озеро или топь ...


Антигона

Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, ...


Древние методы по выращиванию моллюсков

Новое исследование, изданное в журнале PLOS ONE, показало, что у коренного населения в Канаде сбор урожая моллюсков был значительно выше по ...