Антигона

По другой версии, Антигона вместе с женой Полиника Аргией выкрали его тело у заснувшей стражи и возложили на погребальный костер, где уже лежало тело ...

Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребенным, она, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата.

Слабая и нерешительная сестра Антигона Исмена боится нарушить запрет Креонта, и Антигона одна совершает над Полиником символический обряд погребения, засыпав его тело тонким слоем земли. Схваченная стражниками, Антигона отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного не может отменить не писанных, но прочных божественных законов, повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека.

Разгневанного Креонта эти доводы не убеждают, и за нарушение его воли Антигону заключают в пещеру, где она должна погибнуть от голода. Желая избежать столь мучительной смерти, Антигона, оказавшись в заточении, кончает жизнь самоубийством. Ее примеру следует проникший в пещеру Гемон, сын Креонта, с которым она была обручена.

Этот вариант мифа, получивший наибольшее распространение, восходит к трагедии Софокла Антигона. Наряду с ним существовали и другие версии. По одной из них, Антигона вместе с Исменой похоронили Полиника и после этого пытались бежать в Аргос, но были настигнуты сыном Этеокла Лаодамантом и искали от него спасения в храме Геры в Платеях. Лаодамант поджег храм, и сестры сгорели в нем заживо.

По другой версии, Антигона вместе с женой Полиника Аргией выкрали его тело у заснувшей стражи и возложили на погребальный костер, где уже лежало тело Этеокла. Аргии удалось после этого бежать, а Антигону схватила стража. Вариантом этой версии является похищение тела Полиника одной Антигоной; так как ей не под силу нести его, она тащит тело волоком, поэтому еще в историческую эпоху участок от места единоборства братьев до погребального костра назывался волок Антигоны . В основе этого варианта лежало фиванское сказание, согласно которому пламя над погребальным костром сыновей Эдипа разделилось на два языка, не сливавшихся друг с другом.

К трагедии IV в. до н.э. восходит вариант, по которому Гемон получал приказ казнить Антигону и сообщал отцу об исполнении приказа, но в действительности прятал возлюбленную у пастухов и жил с ней как с женой. Родившийся у них сын, достигнув юношеского возраста, был опознан Креонтом, когда прибыл в Фивы, чтобы участвовать в состязании. Несмотря на вмешательство Геракла. Креонт требовал казни Антигоны, и Гемон убил ее, а затем себя.

Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена.

Начало трагедии: разговор Антигоны и Исмены. Антигона просит сестру помочь её похоронить и оплакать брата. Исмена отказывает ей в этой просьбе и Антигона решает соверншить погребальный обряд сама. Креонту сообщают, что кто-то нарушил его наказ и на следующую ночь Креонт подсылает своих слуг схватить предателя. Антигона схвачена. Диалог Антигоны и Креонта. Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами.

Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Активный героизм Антигоны, ее прямота и правдолюбие оттенены пассивным героизмом Исмены; Исмена готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Антигона отклоняет эту жертвенность Исмены.

Во втором мифе Антигона уже девица на выданье, и ее полюбил двоюродный брат по материнской линии Гемон. Любовь молодых людей только разгоралась, ...

Креонт обрекает Антигону на голодную смерть в пещере. Когда её уводят, она поёт себе погребальный гимн, плач о том, что она осталась невинной. Гемон-сын Креонта вместе с хором моляет отца помиловать Антигону, но Креонт не слушает их. Затем Креонт встречает старца Тирессия, который говорит ему, что если Креонт не спасёт Антигону, то лишится всей своей семьи. Сопротивление Креонта сломлено, он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить Антигону. Однако уже поздно. Из сообщения вестника хору и жене Креонта Эвридике мы узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты. Хор заключает трагедию краткой сентенцией о том, что боги не оставляют нечестия неотомщенным.

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека. Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти

 Трагедия «Антигона» начинается с рассказа Антигоны ее сестре Исмене о том, что завладевший Фивами Креонт велел похоронить защит­ника Фив Этеокла с почестями, а тело его брата, измен­ника Полиника, бросить непогребенным. Антигона призывает сестру помочь ей похоронить брата. Йемена, боясь гне­ва Креонта, отказывается. Отважная Антигона, не страшась смерти, которой пригрозил Креонт тому, кто ослушает­ся его приказа, совершает обряд погребения. Разгне­ванный Креонт требует схватить Антигону и привести к нему. На допросе Антигона смело отвечает Креонту, что нарушить закон богов более тяжкое преступление, чем ослу­шаться его приказа, и что смерти она не боится. Ослеп­ленный гневом Креонт приказывает похоронить Антигону за­живо, ее уводят. Сын Креонта Гемон, жених Антигоны, умоля­ет отца отменить жестокий приказ, уверяя, что народ считает Антигону невиновной и сочувствует ей, совершивший подвиг. Креонт непреклонен. Прорицатель Тиресий предупреждает Креонта, что его поступок навлечет на него самого большие беды. Деспот сначала не верит Тиресию, но потом пугается гнева богов и приказывает ос­вободить Антигону из гробницы. Однако Антигона уже покончила с собой, и Гемон в отчаянии пронзает себя мечом. Жена Креонта Эвридика, узнав о гибели сына, также пронза­ет мечом свою грудь. Креонт, раздавленный горем, ос­тается в одиночестве.

Источники: greekroman.ru, otvet.mail.ru, kuchaknig.ru, vsesochineniya.ru, dramavladimir.ru

Святой Иосиф в Египте

Гибель цивилизации майа. Часть1

Минотавр

Двоедушник

Как выглядели древние книги?

Как выглядела древнерусская рукописная книга в XI–XIV веке? Как известно, писали в те времена гусиными перьями. Для текста и его обязательного ...


Ганнибал или Арап Петра Великого

Широко известно, что у Петра Первого жил африканец из далекой Эфиопии. Это факт оброс множеством былей и небылиц, истинность которых проверить ...


Какие знания дает болезнь

Болеть всегда неприятно и мучительно. Но как бы человек ни старался оградить себя, это не всегда спасает. И всё-таки болезнь дает ...


Ольянтайтамбо – город камней

В 40 км к северо-западу от Куско расположился довольно примечательный памятник индейской архитектуры – город Ольянтайтамбо. Этот загадочный город находится ...


Сын Гектора и Андромахи

Астианакт — сын Гектора и Андромахи. последний потомок Ила  — основателя Трои. Гектор возлагал на него большие надежды и мечтал, что ...


Где остановиться на отдых в Крыму

В курортный сезон в Крыму все объекты сдаются только посуточно и только по большой цене. Чтобы найти жилье по подходящим расценкам ...


Одежда древних египтян

Рабочий люд одевался практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой схенти, которую поддерживал пояс шириной с ладонь. Мужская рубашка ...