Свидетельство о русалках

Среди различных мифологических и фольклорных персонажей русалка является одним из наиболее известных и часто упоминаемым существом. Как правило русалку описывают как существо женского пола, тем или иным образом связанное с водоёмом. . Нужно заметить, что, согласно древнерусской традиции, русалки не имели хвоста и мало отличались от людей внешне. Их образ был подобен древнегреческим нимфам.

Лишь в поздней русской литературе и кинематографе под влиянием западных представлений, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног хвост, подобный рыбьему. Западноевропейские русалки свой внешний вид унаследовали от гомеровских сирен. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Свидетельство о русалках за русалок принимали неких видимых

Отличительные черты внешнего вида русалок

  • Распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и важный атрибут.
  • Преобладающий цвет волос — русый,вследствие чего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка».
  • По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек: бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России русалок чаще всего описывали как косматых безобразных женщин.

Происхождение русалок

Свидетельство о русалках разгоняла детишек, сколько

Народ признает русалками заложных покойниц, то есть женщин, умерших неестественной смертью. Вместе с женщинами отмечали и детей, которые выделялись в особый разряд мавок.

По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках:

  • Русалки -- души некрещеных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных.
  • Русалки-шутовки -- это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие.
  • Русалки -- девицы, пропавшие без вести.
  • Русалки -- девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя.
  • Русалки -- это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.
  • Особняком стоит сказание, записанное священником Доброзраковым в селе Ульяновке Нижегородской губернии: "при сотворении мира Богом диавол, подражая Богу, начал бить одним камнем о другой, и из осколков явились домовые, лешие, русалки и подобные им существа".
  • Русалки -- людские дочери, "проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными", а также молодые утопленницы. Душа самоубийцы "становится русалкою, поступающей под суровую власть водяника, с которым принуждена вести ненавистную связь".

Гораздо реже, в виде исключения, встречаются три следующих воззрения, из которых одно считает русалок оборотнями женщин, превращенных Богом в наказание за грехи, другое причисляет к русалкам покойников, умерших в определенное время года, а именно во время русальных праздников; третье -- отождествляет русалок с фараонами. Есть даже такая история: когда войско Фараона потонуло в Черном море, все утонувшие обратились -- мужчины в водяных, а женщины и дети в русалок, и партиями разбрелись по морю и по рекам. Вид они имеют: верхняя часть тела до пупа человечья, а нижняя -- рыбья. Они иногда останавливают на море корабли и на реках лодки и спрашивают, скоро ли будет страшный суд, продолжают ли дети носить под праздник Рождества Христова "вечерю" своему крестному отцу и своей крестной матери. Получив на первый вопрос утвердительный, а на второй отрицательный ответ, радуются; в противном же случае с досады топят даже корабли.

В 1849 году наш знаменитый историк С.М. Соловьев писал: "Русалки вовсе не суть речные или какие бы то ни было нимфы; имя их не происходит от русла, но от русый , русалки суть не что иное, как души умерших, выходящие весною насладиться оживленною природою. Народ теперь верит, что русалки суть души младенцев, умерших без крещения; но когда все славяне умирали некрещеными, то души их все должны были становиться русалками. Русальные игры суть игры в честь мертвых. Кроме русалок, души умерших, мертвецы, были известны под именем Навья".

Мнение этнографа А.Н. Афанасьева весьма близко к приведенному взгляду историка Соловьева. "Русские поселяне убеждены, что русалки суть души младенцев, умерших некрещеными, а также утопленниц, удавленниц и вообще женщин и девиц, самопроизвольно лишивших себя жизни, следовательно, души не удостоенных погребения. Но когда все были язычниками и не знали ни крещения, ни христианского погребения, тогда всякая душа причислялась к русалкам. Это древнее верование удержано народною памятью за детьми и утопленницами -- во-первых, потому, что самые души олицетворялись малютками, а во-вторых, потому, что признавались обитательницами вод. Девицы, бросающиеся с горя и отчаяния в воду, подхватываются русалками и поступают в среду этих водяных нимф, подобно тому, как у литовцев такие утопленницы превращаются в ундин. Младенцев мертворожденных или скончавшихся без крещения русалки похищают из могильных ям и уносят в свои воды. "

Существуют ли русалки: что видели очевидцы?

Люди испытывают тем больший интерес ко всевозможным мифическим созданиям, если появляются сообщения в том, что эти существа были наблюдаемы в действительности. И в этом плане русалки могут сравниться разве что с привидениями, потому как такого количества упоминаний о наблюдениях за русалками нет ни у леших, ни у домовых Домовой: всех ли своих соседей мы знаем . ни у многих других представителей бестиария.

Одними из первых о русалках не как о персонажах легенд и сказаний, а как об элементе реальной жизни, начали упоминать скандинавские и британские источники.

Так, существует несколько упоминаний в исландских сагах XII века, в одних из которых рассказывается об увиденной людьми русалке отталкивающего вида , в других говорится о русалке классического вида – верхняя часть тела как у женщины, нижняя – как у рыбы. В том же веке английские хроники отмечают, что рыбаки поймали человека, живущего в воде – он был покрыт волосами, голова лысая, не мог говорить, питался лишь рыбой и спустя некоторое время сбежал в родную стихию. В начале XV века в Голландии на берег выбросило запутавшуюся в водорослях женщину, с виду выглядевшую вполне по-человечески. Она спокойно употребляла обычную пищу, но так и не научилась говорить и за время своей жизни на суше несколько раз пыталась сбежать в море.

В XVII веке один из английских морских капитанов оставил воспоминания, согласно которым близ берегов Ньюфаундленда он повстречал русалку, лицо которой было не просто человеческим, а представляло собой лицо очень красивой женщины, правда, вместо волос у неё были некие синие полоски. В конце XVIII и начале XIX веков на западном и северном побережье Британии было отмечено несколько случаев, в которых их участники заявляли, что видели нечто, очень похожее на русалку. А в 1830 году на английский берег даже якобы вынесло тело мёртвой русалки: это было, по описаниям нескольких очевидцев, существо, внешняя часть туловища которого была похожа на упитанного ребёнка, а нижняя представляла собой хвост без чешуи. Правда, предпринимавшиеся позже попытки найти захоронение этого существа не удались.

Как объяснить встречи с русалками?

Свидетельство о русалках России русалок

Объяснить такой феномен, как описание наблюдаемой русалки или даже встречу с ней, очень сложно хотя бы по той причине, что большинство людей просто не считают нужным искать этому объяснение. Так как, в отличие даже от других экзотических мифических существ 10 мифических существ, с которыми лучше не встречаться ни во сне, ни наяву вроде снежного человека или Лох-Несского чудовища, не существует каких-либо визуальных свидетельств реальности русалок, за которые бы могли «зацепиться» СМИ и развивать эту благодатную сенсационную тему. Что тогда говорить о каких-то приемлемых для рассмотрения наукой свидетельствах, вроде наличия большого числа объективных свидетелей или поимки живой русалки . С этой позиции русалки это явный плод человеческой фантазии, персонаж легенд, мифов и элемент суеверий.

Но существует потребность в рациональном объяснении случаев, когда люди «наблюдали» русалок – если, конечно, отказаться от разделяемой многими версии, что русалки всё-таки существуют. Так вот, есть несколько версий того, что может быть причиной такого феномена. Прежде всего, это вариант, когда за русалок принимали неких видимых на расстоянии морских млекопитающих : например, в условиях плохой видимости и на большом расстоянии морскую корову, плавающую в зарослях морских водорослей, можно принять за человекоподобное существо. А здесь уже в дело вступают психологические закономерности: слышимые с детства истории о русалках способствуют появлению знакомого образа и эффекту самовнушения.

К тому же не стоит забывать о таком факторе, как потребность моряков, мужчин активного полового возраста, которые в течение долгого времени находились в море и которые готовы принять за женщину всё, что даёт намёк на женщину, что и порождает подобные галлюцинации.

Русалки Урала: свидетельства очевидцев

Заброшенные горные выработки Урала со временем заполняются водой и образуют глубокие озера с берегами, поросшими густыми кустарниками. Озера эти красивы и зачастую расположены в весьма укромных местах. Именно в них, да в местных реках, по рассказам местных жителей, водится один из самых часто упоминаемых персонажей народных сказок и былин - русалка.

В древнем русском фольклоре говорится о том, что в русалок обращаются девушки-утопленницы. Днем они прячутся в водах, а по вечерам расчесывают свои длинные распущенные волосы на берегах. Уже одно это разительно отличает русалок от людей, ведь женщина в русских селениях просто не могла себе представить, что можно выйти на улицу простоволосой. Русалки заманивают в воду и топят там ночных купальщиков, рыбаков, да и всех оказавшихся ночью на побережье. Таким способом, говорят, пополняются ряды слуг водяного царя.

В старинных российских легендах обликом русалка похожа на человека. Но отличается от него землисто-серым цветом кожи, распущенными волосами, часто зеленого цвета, и огромной грудью. Простонародная фраза одной из свидетельниц русалочьего купания: «Цыцки большие - большие, аж страх берет» - уже давно вошла в оборот и цитируется практически во всех работах о русалках.

Интересно, что в наиболее старых русских сказаниях, русалка имела ноги и руки, сходные с человеческими. Лишь позже, когда до России дошли описания серен из европейского фольклора, русалка обзавелась хвостом, сходным с рыбьим.

Таким образом, фольклорные традиции имеют склонность к смешиванию и напластованию, постепенно передаваясь из уст в уста. При этом, естественно, достоверность утрачивается. Поэтому попытаемся при описании русалок Урала сосредоточиться на свидетельствах очевидцев, наблюдавших их не ранее XХ века.

По рассказу жительницы села Полднево Свердловской области, ее отец регулярно ловил рыбу в реке, забрасывая браконьерскую снасть под названием «морда». И однажды вечером, отправившись на проверку снасти, не обнаружил ее. Зато из того места, где она была заброшены, вынырнула обнаженная и очень красивая девушка, которая жестами стала ему показывать, что его снасти находятся глубже. Очарованный мужчина двинулся вглубь реки и едва не утонул. Лишь в последний момент он осознал, что его заманивают, и кинулся к берегу. Морды он с тех пор не ставил и вообще к реке подходил неохотно.

Однако это свидетельство «из вторых рук». А вот жительница Нижнего Тагила Азисова рассказала, что ее отец, будучи в геологической партии в 1936 году, взял ее с собой. И там, на заброшенной, давно превратившейся в лесное озеро графитовой шахте специально показывал ей русалок. По словам Азизовой, они наблюдали группу человекоподобных существ. Рыбий хвост и чешуя у них отсутствовали, кожа была серого цвета.

Девочка с отцом из укрытия достаточно долго наблюдали за ночным купанием русалок. Существа плескались в воде, выходили на берег, залезали на деревья и снова прыгали в воду. В моменты же отдыха они пели «песню» на нечеловеческом языке. Мелодия песни так врезалась в память ребенка, что Азизова и до сих пор может ее воспроизвести.

Интересен и рассказ Ефимовой из города Нижняя Салда. По ее словам раньше в местном пруду обитала некая ведьма, которую называли Опалихой. Ведьма имела длинную косу и раскаленную чугунную сковородку. Этой-то сковородкой она и разгоняла ребятишек, обчищавших соседние огороды от созревших бобов. Откуда в пруду взялась раскаленная сковородка - понять сложно. А вот любовь русалок к поеданию бобовых, особенно гороха, в легендах описывается часто. Так что, возможно, Опалиха не столько разгоняла детишек, сколько сама приходила за бобами. Но детишки ее действительно боялись. Свидетель Фролов вспоминает: «“Сидели однажды вдвоём с товарищем у нас в огороде, грызли бобы. Вдруг видим: идёт что-то волосатое с клюкой и прямо на нас». С тех пор у Фролова серьезные проблемы с сердцем, а у его товарища - сильное заикание.

Вернемся к вопросу о происхождении русалок. Согласно легендам, в русалок «водяной царь» обращает девушек-утопленниц. А вот свидетель Александр Катаев утверждает, что русалки размножаются, как люди, половым путем. 25 августа 1974 года Катаев – еще молодой, но опытный охотник, около часа ночи проходил вдоль берега реки Чусовая. Внимание парня привлек плеск воды и странное бормотание. Охотник подкрался к берегу и залег в кустах. Увиденная им картина запомнилась Катаеву на все жизнь. На берегу сидели два человекоподобных серых существа. Существо мужского рода было лысым и всячески ухаживало за своей рыжеволосой подругой. Несмотря на серый цвет кожи, беременность подруги была очевидна. Разговаривали существа на непонятном человеку отрывистом языке. Мужская особь угощала подругу ягодами из берестяной коробки, сделанной наподобие туеска. Закончив трапезу, оба переплыли реку, взобрались по отвесной скале и скрылись за ее вершиной. Многие свидетели указывают на наличие груди по женскому образцу и у «водяных мужиков». Однако Катаев ничего подобного не заметил.

Интересно, что рассказ Александра Катаева был проверен известным московским исследователем Трахтенгерцем. Проверка проводилась методом перекрестного допроса. Ученый пришел к выводу, что свидетель говорит чистую правду. Заброшенные шахты Урала, превратившиеся в озера, уральские реки и ручьи и в наше время достаточно редко посещаются человеком. Так что существование в их водах популяции существ, до сих пор не описанной учеными, но часто упоминаемых в рассказах и былинах, кажется вполне возможным.

Источники: www.chuchotezvous.ru, repin.info, videouroki.net, vuzlit.ru

Дракон и Феникс

Авалокитешвара

Пророк Самуил

Остров Сирен

Ной и Всемирный потоп

Библейская история о Всемирном потопе встречается в том или ином варианте практически у всех древних народов. Следы Всемирного потопа остались ...


Феодальная раздробленность на Руси

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства. Период феодальной раздробленности на ...


Электронная книга и ее преимущества

Технический прогресс движется вперед. Со временем в нашей жизни появилась не просто книга, а самая настоящая электронная книга. Если Вы не ...


Богиня Немезида

Немезида — как известно, богиня возмездия, этот архетип можно охарактеризовать как архетипическую совесть. Наиболее ярко данный архетип проявляется в женщинах глубоко ...


Развитие угольной промышленности на современном этапе

Наверное, мало кто задумывался, однако уголь играет очень важную роль в наших жизнях. И в настоящее время данная отрасль активно ...


Самые большие дирижабли

Изначально Airlander разрабатывался в рамках проекта военного ведомства США, от которого оно вскоре отказалось. В результате у британской компании ...


Что мы знаем о металлоконструкциях

Самые первые конструкции из металла, которые были изготовлены в нашей стране, - это стропила старого Кремлевского дворца (17 век). Необходимость производить ...