Легенды Греции и русские сказки. Часть4
Евгений Шутов обратил внимание на интересные строфы известной поэмы:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...
В ходе войны на Кавказе стали известны такие интересные подробности: оказывается, древнее название Чечни — Ичкерия, а ее символом является волк. Как уже отмечалось, в этом регионе есть топонимические следы присутствия данаев, которые являются предками современных славян, и в частности русских. Это реки и города, в названии которых присутствует корень «дон». В греческих легендах об этом говорится более образно и с большим обобщением: мол, где-то на краю света уединенно (почти в заточении, как в русском предании) живет Даная. К ней проник Зевс и осыпал золотым дождем. После этого у Данаи родился сын Персей. Спустя какое-то время их обоих посадили в бочку и бросили в море.
Возможно, так мы впервые узнаем о кавказском исходе славян со своей исторической родины? Дополнительным подтверждением того, что события происходили именно там, служит волк, которым условно обозначены ингуши, северные осетины и чеченцы. Да и мужское имя Султан там очень распространено. А ведь у Пушкина отца князя Гвидона как раз и зовут царь Салтан!
Обратимся к завершающим строфам поэмы:
Там русский дух... там Русью пахнет!
История князя Гвидона — Персея сохранилась в преданиях этих народов, поскольку их общие предки жили в Кавказском регионе. Теснимые другими народами, они покинули прежнюю родину и разбрелись по морским просторам. Одни направились на север, где была колония соплеменников, и осели на землях между устьями Днепра и Дуная. Другие же отправились на юг. Пройдя Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, они обосновались на острове Серифе.
Те из далеких предков, которые нашли пристанище на острове в Эгейском море, конечно же, со временем искали возможность вернуться в черноморские воды, для чего предприняли весьма отважную попытку, известную из легенд Греции как подвиг Персея.
Согласно данной версии, события складывались так. На острове Серифе царил Полидект. Он же и отправил возмужавшего Персея за головой Медузы. Направился герой в далекие края, где царила богиня Ночь и бог смерти Танат. В той стороне жили ужасные горгоны. Громадные медные руки с острыми когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи.
Всего горгон-сестер было три: Медуза, Стейно и Эвриала. Такое число сразу наводит на мысль о трех морях, к берегам которых так стремились многие племена и целые народы — словно к диковинному торту для получения лакомого кусочка.
Название моря Мета, или Меота, мы уже встречали, заприметив его в названии проливов Прометей и Эпиметей. Теперь оно именуется Медуза, сохраняя прежний корень «мет». Утверждать о существовании общности корней можно, опираясь на новые знания по истории Черного моря. Кроме того, при правильном осмыслении внешнего вида медузы тоже можно убедиться в верности догадки. Ведь это небольшое животное со студенистым телом в виде колокола с распустившимися отростками является, по сути, объемной моделью устройства Понта. Она просматривается и на географической карте. Там реки, словно змеи, извиваясь между горами и кручами, устремляют свой бег к морю. Отсюда и возникли змеи вместо волос при описании страшных горгон. Голова и туловище медузы неотделимы, а это значит — чтобы овладеть ею всецело, достаточно получить голову. Таким образом, могло возникнуть представление о трофее Персея — голове Медузы, на самом деле означавшем покорение всех припонтийских стран и народов.
Вот еще одна интересная подробность, заслуживающая пояснения. Оказывается, при взгляде Медузы каждого охватывал леденящий ужас, и он обращался в камень. Таким образом, легенды Греции повествуют о том, что вода моря может замерзать зимой, превращаясь в лед. Кажется, и Геродот, увидев впервые снег и лед, сравнивал их по твердости с камнями.