Царица Савская

Главная » Знаки времени

Соломон и царица Савская

Царь Соломон и царица Савская

Царица Савская является одной из самых загадочных женщин в мировой истории. По распространенному предполо­жению, она была царствующей особой одной из древ­них стран, хотя этому нет прямых доказательств. Су­ществует также версия, что она была женой какого-то правителя. Не очень понятно и местоположение страны, в кото­рой она правила. По всей вероятности, это государство включало в себя часть современного Йемена и, возмож­но, Эритреи и Эфиопии.

Разные народы сохранили ее различные имена. Эфиопам эта женщина известна под именем Македа. Для царя Израиля Соломона она была царицей Савской. Мусульмане называют ее Балкис. Ее родиной считают расположенный в Йемене город Сабу, называемый Мареб. Предполагают, что она жила в X столетии до нашей эры.

Согласно Библейскому преданию не названная по имени царица зем­ли Сабы услышала о большой мудрости царя Соломона и совершила путешествие к нему с богатыми подарка­ми — специями, золотом, драгоценными камнями. Кроме того она хотела задать ему несколько хитрых загадок, что­бы проверить его мудрость. Царь Соломон и царица Савская встретились. На царицу произвели впечатление мудрость изра­ильского царя и его богатства, хотя сама она была далеко не бедной: в подарок Соломону она привез­ла четыре с половиной тонны золота на 797 верблюдах. Длина пути через пустыни Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим составляла около 700 километров. Поскольку царица путешествовала на верблюдах, такой путь должен был длиться около 6 месяцев только в один конец. В свою страну она возвра­тилась также с богатыми подарками от правителя Из­раиля: красота царицы из южной страны очаровала Соломона.

В библейских текстах, повествующих об этой женщине, нет никакого намека на любовь или какие-либо от­ношения между Соломоном и царицей Савской. Они изображены там лишь как два монарха, заботящиеся об интересах своих государств.

В Коране, главном религиозном тексте ислама, так­же упоминается царица Савская; арабские источники называют ее Балкис. Согласно данному пове­ствованию, Соломон узнает от птицы чибис о Сабей­ском царстве, которым управляет царица, восседающая на золотом троне, украшенном драгоценными камня­ми. Люди в этой стране поклоняются солнцу вместо единого Бога. Соломон посылает письмо с приглаше­нием царице посетить его и уверовать в единого Бога, Господа миров.

Царица Савская колебалась, принимать ли ей это приглашение. Для начала она решила послать подарки Соломону и подождать его ответа. Царь Соломон, однако, не был впечатлен подношениями царицы, заявив, что подарки, которые он получил от Бога, имеют несоизмеримо большую ценность. Кроме того он пригрозил, что пошлет в Сабию войска, захватит ее города и выгонит их жите­лей с позором. После этого Балкис решила сама при­ехать к Соломону.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, желая произвести на нее впе­чатление, с помощью джиннов перенес его в Иерусалим, изменил его внешний вид, после чего показал царице, спросив: «Так ли выглядит трон твой?» Балкис узнала его и была приглашена во дворец, построенный для нее Соломоном. Пол во дворце был сделан из стекла, под ко­торым в воде плавали рыбы. Балкис, решила, что ей придется идти по воде, подняла подол своего платья, ого­лив ноги. И тут она поняла, что не может сравниться силой ума с Со­ломоном, объявив, что предается единому Богу, Го­споду миров.

Легенды о царице Савской

Библия не называет имени царицы Савской

Императорская семья Эфиопии ведет свое происхо­ждение непосредственно от потомков царицы Савской и царя Соломона. Царицу Сабы эфиопы называют Ма­кеда. Это имя некоторые исследователи связывают с Ма­кедонией и более поздними эфиопскими легендами об Александре Великом. Эфиопы считают, что она родилась примерно в 1020 году до нашей эры в Офире. Эта легендар­ная страна простиралась через все восточное по­бережье Африки, Аравийский полуостров и захватыва­ла остров Мадагаскар. Древние обитатели этой страны были светлокожими и высокого роста. Македа получила образование у лучших ученых, философов и жрецов своей страны.

Древние эфиопские легенды гласят, что у царя Соло­мона и царицы Савской родился сын Менелик, ставший первым императором Эфиопии. В эфиопской мифологии Соломон представлен откровенным соблазнителем, что, видимо, является преувеличением. По­любив царицу, он, согласно мифологическому повествованию, решил действовать хитростью: обе­щал не домогаться ее, если она поклянется не брать у него ничего без спросу, а на ужин приказал подать пересоленные блюда. Ночью, страдавшая от жажды царица, напилась из стоявшего рядом с кроватью кув­шина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к любви. Их роман продолжался полгода, но память о родстве эфиопов и израильтян жива до сих пор. Императоры Эфиопии, начиная со Средних веков и до падения мо­нархии в 1974 году, использовали в качестве националь­ных символов иудейского льва и шестиконечную звез­ду, напоминающую о звезде Давида.

Потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии, но и немногочисленный эфиопский народ фалаша, по преданию ведущий свое происхождение от еврейских чиновников и священни­ков, которым царь Соломон приказал следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Менелик же решил по­хитить из Иерусалимского храма хранившийся там свя­щенный ковчег Завета. Ночью он выкрал святыню и тайно увез ее в Эфиопию к своей матери, которая по­читала этот ковчег как вместилище всех духовных от­кровений. По словам эфиопских священников, ковчег и поныне находится в тайном подземном храме в эфи­опском городе Аксум.

Существует еще одна эфиопская легенда, говорящая об отце царицы Савской по имени Агабо, расширившем свою империю на обе стороны Красного моря — африканскую и ара­вийскую. Царица Савская, согласно этим эфиопским ис­точникам, была правительницей Эфиопии, посетившей в Иерусалиме царя Соломона. А древнееврейский исто­рик первого столетия нашей эры Иосиф Флавий назы­вает гостью Соломона царицей Египта и Эфиопии. В Новом Завете она также именуется «царицей Юга». Юг же идентифицируется как Египет.

Еще одна версия связывает личность царицы Савской с известной царицей Египта Хатшепсут, правившей страной с 1489 по 1468 год до нашей эры. Ее отец, фара­он Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфио­пию). Согласно этому мнению, имя Хатшепсут переводится как «царица Сабы». Она наладила активную торговлю с соседними странами и создала процветаю­щую экономику в эпоху восемнадцатой династии фара­онов. А солнечное божество, которому, согласно Кора­ну, поклонялась царица Савская, было близко этой династии египетских фараонов: дед Хатшепсут, фараон Эхнатон, ввел культ поклонения богу солнца Атону.

Встреча Соломона и царицы СавскойВ еврейских преданиях послебиблейской эпохи и му­сульманской литературе появляется экзотическая версия данной истории, согласно которой образ царицы Савской демонизируется. Возникает сю­жет соблазнения и греховной связи Соломона и цари­цы, от которой рождается вовсе не эфиопский царь Менелик, а разрушитель Иерусалимского храма правитель Вави­лона Навуходоносор.

Образ царицы имеет некое отношение и к легендарной демонице Лилит. Впервые их образы связываются в «Таргуме к книге Иова», где сказано, что Лилит мучила пра­ведника Иова, приняв обличье царицы Савской. К тому же в одной из арабских легенд Соломон также подозре­вает, что в образе царицы Савской ему явилась Лилит.

Христиане интерпретируют Священные Писания ме­тафорически: посещение царицей Савской Соломона они сравнивают с подчинением язычников Мессии, по­мазаннику Божьему. Три подарка, которые она принесла царю, золото, специи и драгоценные камни — ана­логичны подаркам волхвов (золото, благовоние и миро). А согласно Талмуду историю о царице Савской следует считать лишь аллегорией. Именно так образ царицы Савской трактует искусство Средневековья.

Царством Сабиев иногда называют и Нубию, страну между Эфиопией и Египтом. Некоторые современные арабские историки видят легендарную царицу как правительницу торговой колонии в Северо-Западной Аравии, основанной южными аравийскими царствами. Современная археология действительно подтверждает тот факт, что подобные колонии существовали, хотя ниче­го определенного, относящегося к царице Балкис, или царице Савской, ученым найти не удалось.

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, скорее всего, мог быть торговой миссией, связанной со стремлением израильского царя обосно­ваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

Недавние археологические открытия в Йемене под­тверждают версию, согласно которой царица Сабы управ­ляла Южной Аравией. Выяснилось, что резиденцией са­бейских царей был город Мареб в Йемене.

В сабейской столице Маребе, находящейся в современном Йемене, проводятся исследования древнего 3000-летнего храма, предположительно связанного с царицей Савской. Согласно преданиям, где-то недалеко от храма под землей находится и дворец царицы. Увенчаются ли успехом эти поиски, будет ли открыта загадка царицы Савской, покажет время.

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Идея вечного двигателя

Сотни лет люди мечтали создать механизм, который, будучи однажды приведенным в движе­ние, продолжал бы его, выполняя полезную рабо­ту, ...


Самое мощное оружие в мире

12 октября 2007 Холодную войну между США и СССР. Но те времена нельзя считать давно прошедшими и ...


Вещие норны

- Очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век окончится, ...


Световой меч на жидком топливе

Американский инженер Аллен Пэн сконструировал световой меч из «Звездных войн», роль лезвия в оружии исполняет струя ...


Уральская крепость Аркаим

Уральскую крепость Аркаим величают шедевром старины. В руинах древнего городища обнаружены остатки былого водовода, древних копий ...


Прекрасная Клеопатра

Придя к власти, молодая царица Египта Клеопатра VII тут же занялась устройством дачи на Мертвом море. Легенда ...


Царь драконов

Китайские существа и боги древнего мира завораживают воображение. Чего только стоит царь драконов Лунван, считающийся в мифологии ...


 

Самые читаемые

Литература средневековья

С 4 5 веков н.э. когда распалась Римская империя и стали складываться европейские ... Далее

Скульптуры средних веков

С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, продолжавшаяся тысячу ... Далее

Архитектура Средневековья

Архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает на эпоху правления Карла Великого ... Далее

Китай в средние века

В древние времена существовало государство в нижнем течении рек Янцзы и Хуанхэ, которое ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды