Ноев ковчег

Главная » Знаки времени

Ноев ковчег – упоминаемое в Библии и Коране судно, которое построил праведник Ной по велению Бога, решившего спасти семью единственного в то время праведника и истребить потопом остальное человечество.

Всемирный потоп

Ноев ковчег и Всемирный потоп

Библия так говорит о ковчеге: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]» (Быт. 6:13—16).

Ной выполнил все в точности, как сказал ему Бог, и лишь только он вошел в ковчег с женой, сыновьями и невестками, а также животными, которых он туда взял по паре, пошел дождь, продолжавшийся сорок дней. Начался Всемирный потоп, покрывший всю поверхность земли. Над водами остался лишь поднятый ими ковчег, а всякое живое существо, кроме тех, что там находились, лишилось жизни. Поскольку открылись подземные источники, вода прибывала сто пятьдесят дней и лишь потом пошла на убыль.

Когда воды потопа начали убывать, Ноев ковчег прибило к Араратским горам. Ковчег не был похож на корабль, он был неуправляемым и представлял собой строение в виде прямоугольного ящика из дерева гофер, просмоленное изнутри и снаружи и состоящее из отдельных отсеков. Гофер, из которого был сделан ковчег, – это смолистое дерево семейства кипарисовых. Оно было излюбленным материалом для строительства судов у финикийцев во времена Александра Македонского, и в наши дни этот материал используется для постройки небольших кораблей в том регионе. Дерево этой породы устойчиво к воздействию воды, не подвержено гниению, известны случаи, когда двери и столбы, сделанные из кипариса, простояли больше тысячи лет.

Ковчег был трехъярусным, что соответствовало тройственному членению мироздания. В крыше его верхнего яруса было устроено световое окно, а сбоку одного из ярусов была сделана дверь. Он имел внушительные размеры — 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (134 х 22 х 14 м, таким образом, во­доизмещение ковчега составляло 43 тыс. тонн). Гора Арарат, куда, как следует из Библии, пристал Ноев ковчег, хоть и является национальным символом Армении, находится на территории современной Турции, недалеко от границ этого государства с Арменией и Ира­ном. Высота горы — 5165 метров над уровнем моря, это одна из самых высоких вершин мира.

Сказание о Гильгамеше

Где искать Ноев ковчег?С древних времен об этой горе и Ноевом ковчеге слагались легенды и предания. В древних месопотамских мифах о ковчеге говорится как о судне, которым можно управлять. Сказание о Гильгамеше («Эпос о Гильгамеше») - произведение, составленное в третьем тысячелетии до нашей эры, было записан клинописью на глиняных табличках. Оно повествует о корабле, имевшем форму куба со стороной 120 локтей (примерно 54 метра), разделенном на семь помещений, в каждом из которых имелось по девять отделений. Судно имело крепкую крышу, двери и окно. В роли Ноя там выступает Утнапиштим, который тоже спасся в ковчеге с различными животными, а позже поведал об этом Гильгамешу. Правда, продолжительность потопа в этом мифе существенно короче библейского варианта — в эпосе о Гильгамеше он длится всего неделю. Из совпадений обращает на себя внимание способ, с помощью которого хозяин ковчега определял, появилась ли свободная от воды земля. Но и тут есть нюансы. Утнапиштим выпустил из ковчега сначала голубя, который вернулся на борт ковчега, не найдя сухого места, где бы можно было сесть, потом была выпущена ласточка. Ной в аналогичной ситуации выпустил сначала ворона, а потом дважды голубя.

Согласно преданиям, боги указали детальный план судна. Что интересно, глиняные таблички с записанным на них «Эпосом о Гильгамеше» обнаружили не так далеко от Арарата, на юго-востоке Турции, в провинции Шан-лыурфа, в долине Харран. Ноев ковчег упоминается вавилонским языческим жрецом Веровом в 275 году до нашей эры. Он пишет о корабле, который в Армении опустился на грунт, и упоминает, что смолу с корабля соскабливали и делали из нее амулеты.

В III веке до нашей эры это же сообщают и греческие источники: в горах Армении лежит древний ковчег, от которого местные жители отдирают смолу и используют ее как противоядие, а также делают из нее амулеты от недугов, несчастий и безответной любви. О подобном использовании смолы с ковчега рассказывают и средневековые предания: смолу растирали в порошок, растворяли в воде и пили как средство от отравления ядами.


Это интересно

Душа у египтян в древности

В Древнем Египте сложилась достаточно сложная религиозная система, включавшая в себя культовые ритуалы, а также комплекс заупокойных ...


Луна-17 и Луноход-1

В 1970 году Советский Союз запускает научную космическую станцию «Луна-17», которая через неделю прилунится в районе Моря Дождей. ...


Белобог и чернобог

Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. Первый путь ...


 Россия в Семилетней войне

Итоги войны Вслед за Россией 22 мая 1762 года был подписан предварительный мирный договор между Пруссией и ...


 

Самые читаемые

Архитектура Древней Индии

Для любого представителя европейской цивилизации далекая Индия и по сей день остается некоей ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является отдельной, ... Далее

Атрибуты Деметры

Богиня Деметра несет существенное мифологическое хтоническое наследство, но из стихийно-живродящей силы земли уже ... Далее

Богиня Афина

 Миф о богине АфинеБогиня Афина, в легендах Греции считается богиней мудрости, справедливой войны ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды