Ковчег Завета - тайна исчезновения

 Библия: Ковчег Завета

Ковчег ЗаветаКовчег Завета, или ковчег Откровения… Согласно Библии — это ковчег, в котором хранились камен­ные скрижали Завета с Десятью заповедями, — величай­шая святыня всех, кто почитает Библию. Библия гласит, что во время исхода евреев из Египта ковчег распола­гался в Святая Святых Иерусалимского храма. Там же подробно описан его внешний вид: «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кру­гом» (Исх. 25:10—11).

Дерево ситтим, о котором упоминает Святое Писа­ние, — очень прочный вид акации, которая произрас­тала в пустыне вокруг Красного моря. Ковчег имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в шири­ну и высоту (египетский малый локоть равен 44,4 см, то есть размер ковчега составлял 66,6 х 66,6 х 111 см).

Собственно библейских ковчегов — ларцов, в которых хранились скрижали Завета, — могло быть три, по крайней мере, так повествует Талмуд. Согласно этому источнику, внутренний ларец был сделан из золо­та. Он пребывал внутри большего, деревянного ящика, который, в свою очередь, помещался внутри самого боль­шого из трех, золотого ящика. Другое мнение гласит, что ковчег был лишь один, но покрытый снаружи и изнутри золотом. Возможно, у ковчега имелись четыре ножки. Он переносился вручную на двух специальных шестах, так­же из акации, крепившихся к его боковым стенкам.

Сверху он был покрыт золотой крышкой: «Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из зо­лота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обо­их концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. 14 положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:17—21).

Сверху на крышке находились изображения двух ли­тых из золота херувимов лицом друг к другу, с распро­стертыми, прикрывающими ковчег крыльями. Ковчег Завета был важнейшим библейским свидетельством — видимым напоминанием Завета — союза между Богом и народом Израиля. Господь обещал Моисею являться в облаке над крышкой ковчега и говорить между двумя херувимами (Исх. 25:22; Лев. 16:2). С ковчегом связыва­ют особую силу, исходящую от Бога, — Шехину, Боже­ственное присутствие. Над ковчегом Бог общался с Мо­исеем, сообщая ему заповеди для израильтян.

Внутри самого ларца находились скрижали Завета, а также считалось, что там содержалось непроизноси­мое имя Бога. Рядом с ковчегом сохранялся и свиток Торы, написанный рукой Моисея. Поблизости, в святая святых скинии, а позже — храма, стоял сосуд с манной, падавшей с неба во время скитаний евреев по пустыне, и расцветший жезл Аарона, брата Моисея. Приближать­ся к Ковчегу было разрешено лишь первосвященнику. Переносить его мог­ли только священники-левиты на плечах. Ковчег был надежно укрыт тканями от взоров людей, поскольку смотреть на него было опасно для обычного человека.

Народ Израиля по пути в Святую землю кочевал в пу­стыне с места на место, водимый Богом. Перед тем как отправляться в путь и нести ковчег, пророк Моисей взывал: «Вос­стань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут нена­вистники Твои от лика Твоего». Когда же народ, по­строенный «по станам и ополчениям», останавливался, Моисей провозглашал: «Вернись, Господь, к десяткам ты­сяч тысячей Израилевых» (Чис. 10:35, 36; ср. Пс. 132:8). При вхождении израильтян в Землю обетованную ковчег переносился несколько раз из одного населенно­го пункта в другой: сначала он находился в стане евре­ев у горы Гевал, позже — в Бет-Эле и в Шило. В битве близ города Мицпа святыню захватили филистимляне. Но города, в которые они перевозили его, постигли бед­ствия, и филистимлянам ничего не оставалось, кроме как вернуть ковчег евреям. После за­воевания Иерусалима царь Давид решил перевезти свя­тыню в новую столицу Израиля, однако сначала ковчег простоял три месяца в доме одного из левитов. Царь Да­вид построил в Иерусалиме новую скинию — шатер, куда и была помещена святая реликвия. Для Ковчега За­вета царь Израиля Давид также задумал строительство храма, однако Бог не разрешил ему этого сделать. Храм построил сын Давида, царь Соломон. И Ковчег был уста­новлен в Святая Святых построенного в Иерусалиме хра­ма. Согласно агадическому преданию Соломон заранее предусмотрел специальный тайник в подвалах Храма, куда можно бы было спрятать ковчег, и в этот тайник его спрятал пророк Иеремия.

Где Ковчег Завета?

При необходимости Ковчег Завета переносился на шестах в накрытом состоянииПоследнее свидетельство о Ковчеге Завета относится к эпо­хе правления иудейского царя Иосии в VII веке до на­шей эры. Перед разрушением Иерусалимского храма ва­вилонским царем Навуходоносором в 586 году до нашей эры ковчег Завета исчез. Среди сокровищ, вывезенных вавилонянами из захваченного Иерусалима, он не был упомянут. Что случилось с этой святыней в дальнейшем, где Ковчег Завета? Это одна из наибольших загадок истории. Известно, что во Вто­ром Храме Ковчега уже не было.

Библейская Вторая Книга Маккавеев приводит сведе­ния, что пророк Иеремия, руководствуясь повелением Бога, спрятал Ковчег на горе Нево: «Было также в писа­нии, что сей пророк, по бывшему ему Божественному от­кровению, повелел скинии и Ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, ви­дел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жили­ще в пещере и внес туда скинию и Ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли неко­торые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон про­сил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк. 2:4—8).

Гора Нево — одно из важнейших мест, в которых разво­рачивались библейские события. Гора, которая находит­ся к востоку от северной оконечности Мертвого моря, расположена на высоте 817 метров над уровнем моря, на территории современной Иордании. В старозаветной Книге Второзакония описывается последний день зем­ной жизни пророка Моисея. По велению Господа Мои­сей взошел на гору Нево, чтобы взглянуть на Землю обе­тованную, в которую Бог не позволил ему войти. Там же, на горе Нево, Моисей умер, «приложившись к народу своему», то есть к сообществу Божьих праведников, там он и был похоронен Богом.

На горе сохранились следы позднейших построек, при­званных сохранить память об этом событии, — остатки церкви, построенной в конце IV века, как считается, на ме­сте кончины Моисея, и остатки монастыря IV—VI веков.

Ковчег Завета: Эфиопия

Другое возможное место нахождение Ковчега нам подсказывает книга, именуемая иудеями устной Торой. Талмуд гово­рит о том, что Ковчег Завета был спрятан по указу царя Иосии под краеугольным камнем мироздания, расположенным в Святая Святых храма Соломона или в другом месте храма. Есть и другое мнение — что Ковчег все же попал в Ва­вилон вместе с пленными израильтянами. Еще одно авторитетное мнение — свидетельство Эфи­опской православной церкви о том, что Ковчег сохраняет­ся священниками собора Святейшей Девы Марии Сиона в городе Аксуме. Копии реликвии имеются в каждом эфи­опском храме. Они выносятся ежегодно во время одного из церковных праздников. О том, как ковчег попал в Эфи­опию, рассказывает эфиопский литературный источник XIV века «Кебра Нагаст» — «Слава царей». Согласно это­му тексту, сын царя Соломона и царицы Савской, Македы, позже ставший царем Менеликом и основателем династии эфиопских негусов, тайно перенес Ков­чег в Эфиопию, в один из храмов бывшей столицы стра­ны, Аксума. Это не единственная версия того, как Ковчег кшета попал в Эфиопию. Есть мнение, что святыню вы­несли из храма сами храмовые священники — когены.

В правление царя Манассии когены опаса­лись, что царь может осквернить святыню. Опасаться было чего: царь Манассия впал в идолослужение, поставил идолов, подражая кровавым жестоким языческим культам Ближнего Востока, которые преду­сматривали человеческие жертвоприношения, отступив от простых и ясных заповедей Торы. Он даже установил жертвенники Ваалу и Астарте — языческим божествам, и жертвенники небесным светилам в самом святом ме­сте Израиля — в Храме Господнем.

Это переполнило чашу терпения священни­ков единого Бога, и они вынесли Ковчег из оскверненного храма в Египет, где он оказался на острове Ив, более из­вестном как Элефантина. Там был сооружен новый храм, в котором Ковчег пребывал следующие двести лет. Одна­ко этот храм был разрушен. Со временем Ковчег попал в Эфиопию, на остров Тана-Киркос. Как и когда-то, во вре­мена скитаний евреев по пустыне, он был установлен в ша­тре и восемь столетий служил местом поклонения. После обращения эфиопского царя в христианство Ковчег пере­несли в собор Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме.

Согласно еще одной версии, Ковчег Завета был найден и со­держится в тайном месте, где будет пребывать до восста­новления храма в Иерусалиме. В христианских храмах символом Ковчега служат дарохрани­тельницы, размещенные в алтарной части храмов. В даро­хранительнице содержатся святые дары — Тело и Кровь Христова, как символы Нового Завета Бога с человеком. В библейском Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Бо­гослова говорится о возращении Ковчега во время второ­го пришествия Иисуса Христа: «И отверзся храм Божий на небе, и явился Ковчег Завета Его в храме Его; и прои­зошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и ве­ликий град» (Отк. 11:16—19).

Легенда о цветах Байаме

Царь Мидас

Мудрый Си Фу

Главные боги Олимпа

Готовимся к туристическому походу

В наше время скоростей практически каждый человек стремится отдыхать на природе. Но, прежде чем отправиться в поход, следует тщательно подготовиться. ...


Интернет-магазины - новый взгляд на совершение покупок

С развитием интернета, процедура осуществления покупок стала еще удобнее. Так, с появлением интернет-магазинов необходимость посещения торговых залов отпала. Преимущества интернет-магазинов перед магазинами ...


Информационные технологии в бизнес-сфере

Современный бизнес требует не только эффективных и максимально быстрых решений, но и высокой точности. Поэтому незаменимым помощником является компьютер, помогающий ...


Иван Алексеевич Бунин

Иван Бунин родился 10 октября 1870 года в дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем ...


Крымская война 1853-1856

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так ...


Костюм солдата будущего

Массачуссетский технологический институт, выигравший тендер на разработку высокотехнологичного обмундирования для американского солдата будущего в среду заявил, что в выдвинутом проекте был ...


"Царь-танк"

Самый большой из всех созданных за всю историю танкостроения образцов величали Царь-танк или танк Лебеденко. Финансирование этого проекта проводил лично царь ...