Ковчег Завета - тайна исчезновения

 Библия: Ковчег Завета

Ковчег ЗаветаКовчег Завета, или ковчег Откровения… Согласно Библии — это ковчег, в котором хранились камен­ные скрижали Завета с Десятью заповедями, — величай­шая святыня всех, кто почитает Библию. Библия гласит, что во время исхода евреев из Египта ковчег распола­гался в Святая Святых Иерусалимского храма. Там же подробно описан его внешний вид: «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кру­гом» (Исх. 25:10—11).

Дерево ситтим, о котором упоминает Святое Писа­ние, — очень прочный вид акации, которая произрас­тала в пустыне вокруг Красного моря. Ковчег имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в шири­ну и высоту (египетский малый локоть равен 44,4 см, то есть размер ковчега составлял 66,6 х 66,6 х 111 см).

Собственно библейских ковчегов — ларцов, в которых хранились скрижали Завета, — могло быть три, по крайней мере, так повествует Талмуд. Согласно этому источнику, внутренний ларец был сделан из золо­та. Он пребывал внутри большего, деревянного ящика, который, в свою очередь, помещался внутри самого боль­шого из трех, золотого ящика. Другое мнение гласит, что ковчег был лишь один, но покрытый снаружи и изнутри золотом. Возможно, у ковчега имелись четыре ножки. Он переносился вручную на двух специальных шестах, так­же из акации, крепившихся к его боковым стенкам.

Сверху он был покрыт золотой крышкой: «Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из зо­лота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обо­их концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. 14 положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:17—21).

Сверху на крышке находились изображения двух ли­тых из золота херувимов лицом друг к другу, с распро­стертыми, прикрывающими ковчег крыльями. Ковчег Завета был важнейшим библейским свидетельством — видимым напоминанием Завета — союза между Богом и народом Израиля. Господь обещал Моисею являться в облаке над крышкой ковчега и говорить между двумя херувимами (Исх. 25:22; Лев. 16:2). С ковчегом связыва­ют особую силу, исходящую от Бога, — Шехину, Боже­ственное присутствие. Над ковчегом Бог общался с Мо­исеем, сообщая ему заповеди для израильтян.

Внутри самого ларца находились скрижали Завета, а также считалось, что там содержалось непроизноси­мое имя Бога. Рядом с ковчегом сохранялся и свиток Торы, написанный рукой Моисея. Поблизости, в святая святых скинии, а позже — храма, стоял сосуд с манной, падавшей с неба во время скитаний евреев по пустыне, и расцветший жезл Аарона, брата Моисея. Приближать­ся к Ковчегу было разрешено лишь первосвященнику. Переносить его мог­ли только священники-левиты на плечах. Ковчег был надежно укрыт тканями от взоров людей, поскольку смотреть на него было опасно для обычного человека.

Народ Израиля по пути в Святую землю кочевал в пу­стыне с места на место, водимый Богом. Перед тем как отправляться в путь и нести ковчег, пророк Моисей взывал: «Вос­стань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут нена­вистники Твои от лика Твоего». Когда же народ, по­строенный «по станам и ополчениям», останавливался, Моисей провозглашал: «Вернись, Господь, к десяткам ты­сяч тысячей Израилевых» (Чис. 10:35, 36; ср. Пс. 132:8). При вхождении израильтян в Землю обетованную ковчег переносился несколько раз из одного населенно­го пункта в другой: сначала он находился в стане евре­ев у горы Гевал, позже — в Бет-Эле и в Шило. В битве близ города Мицпа святыню захватили филистимляне. Но города, в которые они перевозили его, постигли бед­ствия, и филистимлянам ничего не оставалось, кроме как вернуть ковчег евреям. После за­воевания Иерусалима царь Давид решил перевезти свя­тыню в новую столицу Израиля, однако сначала ковчег простоял три месяца в доме одного из левитов. Царь Да­вид построил в Иерусалиме новую скинию — шатер, куда и была помещена святая реликвия. Для Ковчега За­вета царь Израиля Давид также задумал строительство храма, однако Бог не разрешил ему этого сделать. Храм построил сын Давида, царь Соломон. И Ковчег был уста­новлен в Святая Святых построенного в Иерусалиме хра­ма. Согласно агадическому преданию Соломон заранее предусмотрел специальный тайник в подвалах Храма, куда можно бы было спрятать ковчег, и в этот тайник его спрятал пророк Иеремия.

Где Ковчег Завета?

При необходимости Ковчег Завета переносился на шестах в накрытом состоянииПоследнее свидетельство о Ковчеге Завета относится к эпо­хе правления иудейского царя Иосии в VII веке до на­шей эры. Перед разрушением Иерусалимского храма ва­вилонским царем Навуходоносором в 586 году до нашей эры ковчег Завета исчез. Среди сокровищ, вывезенных вавилонянами из захваченного Иерусалима, он не был упомянут. Что случилось с этой святыней в дальнейшем, где Ковчег Завета? Это одна из наибольших загадок истории. Известно, что во Вто­ром Храме Ковчега уже не было.

Библейская Вторая Книга Маккавеев приводит сведе­ния, что пророк Иеремия, руководствуясь повелением Бога, спрятал Ковчег на горе Нево: «Было также в писа­нии, что сей пророк, по бывшему ему Божественному от­кровению, повелел скинии и Ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, ви­дел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жили­ще в пещере и внес туда скинию и Ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли неко­торые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон про­сил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк. 2:4—8).

Гора Нево — одно из важнейших мест, в которых разво­рачивались библейские события. Гора, которая находит­ся к востоку от северной оконечности Мертвого моря, расположена на высоте 817 метров над уровнем моря, на территории современной Иордании. В старозаветной Книге Второзакония описывается последний день зем­ной жизни пророка Моисея. По велению Господа Мои­сей взошел на гору Нево, чтобы взглянуть на Землю обе­тованную, в которую Бог не позволил ему войти. Там же, на горе Нево, Моисей умер, «приложившись к народу своему», то есть к сообществу Божьих праведников, там он и был похоронен Богом.

На горе сохранились следы позднейших построек, при­званных сохранить память об этом событии, — остатки церкви, построенной в конце IV века, как считается, на ме­сте кончины Моисея, и остатки монастыря IV—VI веков.

Ковчег Завета: Эфиопия

Другое возможное место нахождение Ковчега нам подсказывает книга, именуемая иудеями устной Торой. Талмуд гово­рит о том, что Ковчег Завета был спрятан по указу царя Иосии под краеугольным камнем мироздания, расположенным в Святая Святых храма Соломона или в другом месте храма. Есть и другое мнение — что Ковчег все же попал в Ва­вилон вместе с пленными израильтянами. Еще одно авторитетное мнение — свидетельство Эфи­опской православной церкви о том, что Ковчег сохраняет­ся священниками собора Святейшей Девы Марии Сиона в городе Аксуме. Копии реликвии имеются в каждом эфи­опском храме. Они выносятся ежегодно во время одного из церковных праздников. О том, как ковчег попал в Эфи­опию, рассказывает эфиопский литературный источник XIV века «Кебра Нагаст» — «Слава царей». Согласно это­му тексту, сын царя Соломона и царицы Савской, Македы, позже ставший царем Менеликом и основателем династии эфиопских негусов, тайно перенес Ков­чег в Эфиопию, в один из храмов бывшей столицы стра­ны, Аксума. Это не единственная версия того, как Ковчег кшета попал в Эфиопию. Есть мнение, что святыню вы­несли из храма сами храмовые священники — когены.

В правление царя Манассии когены опаса­лись, что царь может осквернить святыню. Опасаться было чего: царь Манассия впал в идолослужение, поставил идолов, подражая кровавым жестоким языческим культам Ближнего Востока, которые преду­сматривали человеческие жертвоприношения, отступив от простых и ясных заповедей Торы. Он даже установил жертвенники Ваалу и Астарте — языческим божествам, и жертвенники небесным светилам в самом святом ме­сте Израиля — в Храме Господнем.

Это переполнило чашу терпения священни­ков единого Бога, и они вынесли Ковчег из оскверненного храма в Египет, где он оказался на острове Ив, более из­вестном как Элефантина. Там был сооружен новый храм, в котором Ковчег пребывал следующие двести лет. Одна­ко этот храм был разрушен. Со временем Ковчег попал в Эфиопию, на остров Тана-Киркос. Как и когда-то, во вре­мена скитаний евреев по пустыне, он был установлен в ша­тре и восемь столетий служил местом поклонения. После обращения эфиопского царя в христианство Ковчег пере­несли в собор Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме.

Согласно еще одной версии, Ковчег Завета был найден и со­держится в тайном месте, где будет пребывать до восста­новления храма в Иерусалиме. В христианских храмах символом Ковчега служат дарохрани­тельницы, размещенные в алтарной части храмов. В даро­хранительнице содержатся святые дары — Тело и Кровь Христова, как символы Нового Завета Бога с человеком. В библейском Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Бо­гослова говорится о возращении Ковчега во время второ­го пришествия Иисуса Христа: «И отверзся храм Божий на небе, и явился Ковчег Завета Его в храме Его; и прои­зошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и ве­ликий град» (Отк. 11:16—19).

Герои Рима

Верования древних евреев

Гномы – мастера

Бог солнца Ра. Солнечная Ладья

Позиция невмешательства родителей – польза или вред ребенку?

Внешне такая семья выглядит вполне благополучно: родители работают, дети учатся, занимаются в кружках по интересам. Кажется, подобный стиль воспитания должен ...


Маски индийских богов

Бронзовые статуэтки индийских богов один из лучших подарков не только для ценителя древних восточных традиций, но и для любого человека, ...


Киевские ворота

Золотые ворота представляют собой памятник оборонного зодчества древней Киевской Руси. Во время правления Ярослава Мудрого город постоянно расстраивался, что потребовало ...


Восстание Емельяна Пугачева

В середине 17 века в России начался рост крестьянских волнений. Петр III даровал вольности дворянству, из-за этого по стране поползли слухи ...


Ответственный бизнес

Задумывались ли Вы над озеленением Вашего бизнеса? Решение должно быть взвешенное, предприниматель должен понимать как он, делая хорошее дело, может помочь ...


Племя догонов

Племя догонов — небольшой африканский народ, занимающийся земледелием и проживающий в республике Мали, в уединенной горной местности Бандиагара. Согласно преданиям догонов, ...


Квадроцикл «РМ 500»

«РМ 500», пионер отечественных квадроциклов, именно с него началась история русских мотовездеходов. Его называют утилитарным, или полезным, а говоря проще. ...