Славянское самосознание

Остается, следовательно, только одно — признать, что славянское самосознание у восточных и западных славян X—XII вв. могло основываться, иметь своим истоком только старые, а потому народные (общенародные) традиции. Трудно сказать в какой форме эти традиции сложились в предшествующий период истории восточных и западных славян. Здесь только отчасти может помочь такой драгоценный источник, как русская летопись. В ней сохранились следы бытовавших некогда легенд и преданий о древнеславянских передвижениях в Восточной Европе (отсюда и летописная статья о ляшском происхождении радимичей и вятичей) , в нее проникла, по-видимому, и западнославянская устная традиция о столкновениях и борьбе славянских и неславянских кочевнических племен. В сочинениях по русскому языку эта тематика поднимается достаточно часто, поэтому исследования в этом направлении не теряют своей актуальности.

Интересно, что следы аналогичных преданий можно обнаружить и в сочинении Константина Багрянородного. Думается поэтому, что не будет слишком рискованным предположить, что предания о расселении и передвижениях славян искони были свойственны славянской устной исторической традиции. В ней могли сохраняться с тем, чтобы затем отразиться у арабских авторов, и предания о древних, объединяющих многие племена славянских военно-племенных союзах. Издревле, видимо, существовало у славян и само название «славяне» и «славянский язык», т. е. складывались известные у разных групп славянских племен неодинаковые по своему территориальному ареалу представления о славянской общности. Но тем самым решается и поставленный выше вопрос об источниках понятия «славянство» в раннеславянских памятниках. Именно местные представления и были использованы позднеантичными и средневековыми неславянскими писателями для создания ученого понятия «славяне» и «славянство», основанного на синтезе славянских традиций и существовавших тогда общих взглядах на развитие человечества.

В XII в. синтез этот на более высоком научном уровне с учетом опыта политического развития IX — XI вв. был повторен в трудах Галла-Анонима и особенно Нестора. Синтез этот несомненно имел место и в Чехии XI — начала XII в. Анализ хроники Козьмы Пражского уполномочивает только на то, чтобы признать этот синтез в Чехии начала XII в. для формирования государственной идеологии Пржемысловцев менее значительным, чем для формирования государственной идеологии Руси или Польши. Объяснение этому, разумеется, надо искать в. конкретных политических условиях развития Чехии в конце XII в. Но это уже особая тема исследования.

Как Сталин в конце 1940-х решил бороться с папой римским и ...

Все сказанное выше приводит к выводу, что славянское самосознание не только существовало, но и играло активную роль в национальном развитии восточных и западных славян в раннефеодальный период их истории. Оно способствовало, а не противоречило в тот период формированию самостоятельного национального самосознания русских, чехов и поляков. Для последних оно являлось важным идеологическим фактором в отпоре начавшемуся германскому феодальному «Дранг нах Остен».

Само собой разумеется, что самосознание это должно было способствовать и развитию политических, экономических и культурных связей между славянскими народами. Но в таком случае не могло ли оно оказать своего воздействия на такие важные явления в жизни тогдашнего славянства, как принятие Русью христианства со славянским языком богослужения, участие Чехии в христианизации Польши, церковнославянские традиции в Чехии X — XI вв., чешские элементы в формировании польской и русской государственной идеологии? Вопросы эти ждут своего решения.

Альвис – мудрый гном. Часть1

Нимфа Калипсо

Дракон и Феникс

Призраки в отелях

Кальвинизм

Протестантизм отрицает духовный путь. Протестантизм перенёс центр тяжести с Небес на землю: в нём, чем более своим трудом заработал человек, ...


Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери – центр Парижа во всех отношениях. Мало того, что это главный городской храм, так еще и расстояния до ...


Зависимость от любовных чувств

Совсем недавно в обширный список зависимостей добавилась зависимость от любви. По-другому, словом «аддикция» обозначается привычка и пагубное пристрастие к ...


Богиня Церера

Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима . Ее главная функция  -  охрана  посева  во  все моменты ...


Бог Марс

Один из немногих самых древних богов Рима - Марс. Со временем он превратился из миролюбивого бога плодородия в воинственного ...


Российский проект базы на Луне

Специалистами Роскосмоса был запущен проект по обоснованию возможности строительства на Луне обитаемой базы, сообщает агентство Интерфакс. Сведения были представлены академиком Львом Зеленым, ...


Феодальная раздробленность на Руси феодалы на руси

Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии ...