Славянское самосознание

Главная » Славянская мифология

Остается, следовательно, только одно — признать, что славянское самосознание у восточных и западных славян X—XII вв. могло основываться, иметь своим истоком только старые, а потому народные (общенародные) традиции. Трудно сказать в какой форме эти традиции сложились в предшествующий период истории восточных и западных славян. Здесь только отчасти может помочь такой драгоценный источник, как русская летопись. В ней сохранились следы бытовавших некогда легенд и преданий о древнеславянских передвижениях в Восточной Европе (отсюда и летописная статья о ляшском происхождении радимичей и вятичей) , в нее проникла, по-видимому, и западнославянская устная традиция о столкновениях и борьбе славянских и неславянских кочевнических племен. В сочинениях по русскому языку эта тематика поднимается достаточно часто, поэтому исследования в этом направлении не теряют своей актуальности.

Интересно, что следы аналогичных преданий можно обнаружить и в сочинении Константина Багрянородного. Думается поэтому, что не будет слишком рискованным предположить, что предания о расселении и передвижениях славян искони были свойственны славянской устной исторической традиции. В ней могли сохраняться с тем, чтобы затем отразиться у арабских авторов, и предания о древних, объединяющих многие племена славянских военно-племенных союзах. Издревле, видимо, существовало у славян и само название «славяне» и «славянский язык», т. е. складывались известные у разных групп славянских племен неодинаковые по своему территориальному ареалу представления о славянской общности. Но тем самым решается и поставленный выше вопрос об источниках понятия «славянство» в раннеславянских памятниках. Именно местные представления и были использованы позднеантичными и средневековыми неславянскими писателями для создания ученого понятия «славяне» и «славянство», основанного на синтезе славянских традиций и существовавших тогда общих взглядах на развитие человечества.

В XII в. синтез этот на более высоком научном уровне с учетом опыта политического развития IX — XI вв. был повторен в трудах Галла-Анонима и особенно Нестора. Синтез этот несомненно имел место и в Чехии XI — начала XII в. Анализ хроники Козьмы Пражского уполномочивает только на то, чтобы признать этот синтез в Чехии начала XII в. для формирования государственной идеологии Пржемысловцев менее значительным, чем для формирования государственной идеологии Руси или Польши. Объяснение этому, разумеется, надо искать в. конкретных политических условиях развития Чехии в конце XII в. Но это уже особая тема исследования.

Как Сталин в конце 1940-х решил бороться с папой римским и ...

Все сказанное выше приводит к выводу, что славянское самосознание не только существовало, но и играло активную роль в национальном развитии восточных и западных славян в раннефеодальный период их истории. Оно способствовало, а не противоречило в тот период формированию самостоятельного национального самосознания русских, чехов и поляков. Для последних оно являлось важным идеологическим фактором в отпоре начавшемуся германскому феодальному «Дранг нах Остен».

Само собой разумеется, что самосознание это должно было способствовать и развитию политических, экономических и культурных связей между славянскими народами. Но в таком случае не могло ли оно оказать своего воздействия на такие важные явления в жизни тогдашнего славянства, как принятие Русью христианства со славянским языком богослужения, участие Чехии в христианизации Польши, церковнославянские традиции в Чехии X — XI вв., чешские элементы в формировании польской и русской государственной идеологии? Вопросы эти ждут своего решения.

Комментарии: 0



Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Туристический Египет

Египет является самым популярным местом туризма россиян. Цены доступны, сезон круглогодичный, тёплое море с красивыми обитателями - ...


«Время рыцарей и замков»

  «Время рыцарей и замков» - Конечно, в Средние века замки служили не только целям самозащиты. Такой замок ...


Волосы Сиф. Часть1

В предыдущих главах мы рассказывали истории о детях Локи. Теперь остановимся на приключениях самого бога Локи. Когда-то ...


Семилетняя война

Семилетняя война 1756-1763 гг. была спровоцирована столкновением интересов России, Франции и Австрии с одной стороны и Португалии, ...


Царь Артабан

Артабан V происходил из царской династии Аршакидов и был братом Вологеза V. Вскоре Артабан поднял восстание против ...


Король Артур и великан

Король Артур отправился в Бретань, с целью предотвратить вторжение в Англию римского императора Луция. На горе Святого ...


Роль окон

Сегодня окна играют более значительную роль в интерьере дома, чем раньше. Они не только открывают вид на ...


 

Самые читаемые

Ремесленники в Древнем Египте

Уже в раннем бронзовом периоде ремесленники Древнего Египта и Месопотамии производили весьма ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является ... Далее

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники ... Далее

Причины раздробленности Руси

Киевская Русь в годы своего расцвета была одним из самых мощных государств ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды