Купала и Коляда

Главная » Славянская мифология

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2Трудно представить себе, как именно понимали существо воды и огня наши предки. Во всяком случае, жизнетворная сила была присуща и священному «живому огню», и священной «живой воде». За пределами неба огонь и вода претворялись в мед, на­питок бессмертия; их чудесные свойства могли передаваться зем­ным огням и водам. «Мертвая вода» исцеляла раны, «живая вода» возвращала жизнь. Поскольку огонь и влага получали свою силу лишь в случае взаимодействия, то святой и целебной почи­талась на земле такая вода, которой коснулся огонь: Перунов ключ или колодезь, вода с опущенной в нее «громовой стрелкой», вода, заигравшая от положенных в нее горящих угольков, на за­ре упавшая роса, дождь из молниеносной тучи.

В некоторых религиях вода изображается как первоначальная материя женственного существа, из которой по­средством плодотворного прикосновения существа мужского про­изошли все вещи. В Индии это существо называют Сакти. Само по себе бездумное и холодное, женское существо изображается в виде влаги. Оттого и священная река Ганг носит название Сакти. При встрече с мужским существом огня — Шивой оно производит жизнь.

Без животворной силы све­та недвижная вода наполняет пространство в виде снега, льда, но когда свет и тепло пробуждает ее, она растекается и под влиянием света рождает и питает годовой мир. На этом основании славяне почитали воду. Страбон писал о жителях юго-западной Руси, что они по­клоняются рекам и источникам, а одна река у них называется именем божества Буг. Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что славяне призна­ют единого бога, но поклоняются рекам и источникам. У прибал­тийских славян один такой священный источник, к которому ходи­ли для поклонения, находился в дремучем лесу на острове Рюген. Подобный источник упоминается в г. Щецине (современная Польша).

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В «Житии князя Муромского» (XVI в.) говорится, что русские язычники «приносили требы озерам и рекам, прибе­гали к воде в немощах и повергали в колодези деньги...». А ведь и по сей день люди бросают монетки в фонтаны... Церковный устав князя Владимира запретил моления у воды. Многие мифологические существа родились в народном со­знании благодаря соединению представлений о свете и воде. Одно из таких существ — Морена. На праздник Купала делалось чу­чело   Морены,   гулявшие   прыгали   через   огонь,   затем   топили чучело в воде. Однако Морена заклю­чала в себе начала не только жизни, но и смерти. Такими же существами в античной мифологии были Диана и Артемида — божества добрые, свет­лые, но и они отождествлялись с гре­ческой Гекатой — мрачным смертонос­ным существом, покровительницей ноч­ной нечисти, колдовства. Слово «Ма­ра», «Маржана» означает (особенно у южных славян) вредное привидение.

У лужицких славян существовало поверье о прекрасной деви­це, которая с собаками блуждает по лесам и пугает зверей, особен­но в лунные ночи. Суеверы же боятся зайти в чащу и в полдень, чтобы не увидеть эту девицу. Интересно в данном случае совпадение славянских мифоло­гических сюжетов с широко распространенным в Грузии антропоморфным женским образом духа зверей по имени Дал или Дали: «королева Дал», «лесная царица», «повелительница зверей». У славян Дали ходит обнаженная и закрывается золотыми волосами. По представлениям горцев восточной Грузии, «хозяйка зверей» — это крошечная женщина с длинными волосами. Идя в лес, охот­ник брал с собой крошечную обувь в качестве подношения ей.

Праздникам Купалы и Коляды…

Имя   Купалы   на   санскрите   означало   «сиять»,   «блистать». Отсюда «купавый» — белый; «купать» и «кипеть» — связь огня с водой. Купала — праздник огня; купальские обычаи — ходить в баню и разжигать костры. Вообще день Купалы не только всенародный праздник наслаждения, торжество стихий и небесных светил, но и надо сказать – праздник разврата. Ведь в этот день девушки и парни, в поисках своей половины, не только гадают, но и часто предаются блуду и похотям. Православная церковь предупреждает об этом и не признает данный праздник.

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В отличие от Купалы, Коляда — зимнее торжество, когда жи­вой огонь Купальских костров становится частным достоянием домашнего очага. С торжеством летнего солнцестояния (с Купалой) были тес­нейшим образом связаны свадебные обряды. Огонь и вода участвовали в брачном ритуале как очистительные силы; и чтобы испытать на себе их действие, свадебный поезд должен был проехать через пылающий костер, а невеста — умыться в реке ключевой водой. В свадебных песнях пели о березе, образ древа жизни воплощался в украшенном дереве; на свадебном каравае или над коморой, где этот каравай выпекался, устраива­ли «рай», полный цветов и птиц. Особый почет воздавался коню, на голову которого выливали вино, заменявшее медовый напиток древних времен. К действиям свадебного торжества относился и танец дружек «жениха-князя» — символ весенней грозы. Своими жупанами дружки «наводили» облако, стрелами «проли­вали» дождь, а в блеске сабель сверкали молнии.

Свадьба в понимании древних славян — шествие и завершение весны. Богиня-жрица, творящая весну, переносится на «княгиню-невесту», являющуюся главным лицом в свадебной мистерии. Невеста уподобляется воде и солнцу; и она же — прекрасная весна, расцветающая под облачным покрыва­лом, принесенным от далекого моря, от огненного камня Алаты­ря. Так описал свадебный обряд Н. Костомаров.

 

Отличный блог о музыке dayposlushat.ru.

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Изобретения и научные открытия 17 века

17 век или 1600-е гг. включают период времени с 1601 по 1700 гг. В течение 17 столетия ...


Как выглядит кикимора

Среди многочисленных нечистых духов, о которых можно встретить немало рассказов, в особом ряду стоит кикимора (шишимора). ...


Выжившие поуни: застрявшие в земле

Ниже приведена легенда одного из племени поуни, которое кочевало по Небраске и Канзасу. В данном рассказе присутствует некоторое ...


Александр Блок

Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на ...


Александр Македонский

Александр Македонский - один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Победы македонской армии под командованием Александра являются вершиной ...


 

Самые читаемые

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является отдельной, ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. ... Далее

Легенда о созвездии Льва

Лев — очень примечательное и красивое созвездие, которое содержит несколько ярких звезд. Это ... Далее

На каком языке говорили древние римляне

Lingua franca — язык, которым двое пользуются для общения между собой, когда ни ... Далее


© 2010-2016 Объектив-N: Предания и легенды