Купала и Коляда

Главная » Славянская мифология

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2Трудно представить себе, как именно понимали существо воды и огня наши предки. Во всяком случае, жизнетворная сила была присуща и священному «живому огню», и священной «живой воде». За пределами неба огонь и вода претворялись в мед, на­питок бессмертия; их чудесные свойства могли передаваться зем­ным огням и водам. «Мертвая вода» исцеляла раны, «живая вода» возвращала жизнь. Поскольку огонь и влага получали свою силу лишь в случае взаимодействия, то святой и целебной почи­талась на земле такая вода, которой коснулся огонь: Перунов ключ или колодезь, вода с опущенной в нее «громовой стрелкой», вода, заигравшая от положенных в нее горящих угольков, на за­ре упавшая роса, дождь из молниеносной тучи.

В некоторых религиях вода изображается как первоначальная материя женственного существа, из которой по­средством плодотворного прикосновения существа мужского про­изошли все вещи. В Индии это существо называют Сакти. Само по себе бездумное и холодное, женское существо изображается в виде влаги. Оттого и священная река Ганг носит название Сакти. При встрече с мужским существом огня — Шивой оно производит жизнь.

Без животворной силы све­та недвижная вода наполняет пространство в виде снега, льда, но когда свет и тепло пробуждает ее, она растекается и под влиянием света рождает и питает годовой мир. На этом основании славяне почитали воду. Страбон писал о жителях юго-западной Руси, что они по­клоняются рекам и источникам, а одна река у них называется именем божества Буг. Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что славяне призна­ют единого бога, но поклоняются рекам и источникам. У прибал­тийских славян один такой священный источник, к которому ходи­ли для поклонения, находился в дремучем лесу на острове Рюген. Подобный источник упоминается в г. Щецине (современная Польша).

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В «Житии князя Муромского» (XVI в.) говорится, что русские язычники «приносили требы озерам и рекам, прибе­гали к воде в немощах и повергали в колодези деньги...». А ведь и по сей день люди бросают монетки в фонтаны... Церковный устав князя Владимира запретил моления у воды. Многие мифологические существа родились в народном со­знании благодаря соединению представлений о свете и воде. Одно из таких существ — Морена. На праздник Купала делалось чу­чело   Морены,   гулявшие   прыгали   через   огонь,   затем   топили чучело в воде. Однако Морена заклю­чала в себе начала не только жизни, но и смерти. Такими же существами в античной мифологии были Диана и Артемида — божества добрые, свет­лые, но и они отождествлялись с гре­ческой Гекатой — мрачным смертонос­ным существом, покровительницей ноч­ной нечисти, колдовства. Слово «Ма­ра», «Маржана» означает (особенно у южных славян) вредное привидение.

У лужицких славян существовало поверье о прекрасной деви­це, которая с собаками блуждает по лесам и пугает зверей, особен­но в лунные ночи. Суеверы же боятся зайти в чащу и в полдень, чтобы не увидеть эту девицу. Интересно в данном случае совпадение славянских мифоло­гических сюжетов с широко распространенным в Грузии антропоморфным женским образом духа зверей по имени Дал или Дали: «королева Дал», «лесная царица», «повелительница зверей». У славян Дали ходит обнаженная и закрывается золотыми волосами. По представлениям горцев восточной Грузии, «хозяйка зверей» — это крошечная женщина с длинными волосами. Идя в лес, охот­ник брал с собой крошечную обувь в качестве подношения ей.

Праздникам Купалы и Коляды…

Имя   Купалы   на   санскрите   означало   «сиять»,   «блистать». Отсюда «купавый» — белый; «купать» и «кипеть» — связь огня с водой. Купала — праздник огня; купальские обычаи — ходить в баню и разжигать костры. Вообще день Купалы не только всенародный праздник наслаждения, торжество стихий и небесных светил, но и надо сказать – праздник разврата. Ведь в этот день девушки и парни, в поисках своей половины, не только гадают, но и часто предаются блуду и похотям. Православная церковь предупреждает об этом и не признает данный праздник.

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В отличие от Купалы, Коляда — зимнее торжество, когда жи­вой огонь Купальских костров становится частным достоянием домашнего очага. С торжеством летнего солнцестояния (с Купалой) были тес­нейшим образом связаны свадебные обряды. Огонь и вода участвовали в брачном ритуале как очистительные силы; и чтобы испытать на себе их действие, свадебный поезд должен был проехать через пылающий костер, а невеста — умыться в реке ключевой водой. В свадебных песнях пели о березе, образ древа жизни воплощался в украшенном дереве; на свадебном каравае или над коморой, где этот каравай выпекался, устраива­ли «рай», полный цветов и птиц. Особый почет воздавался коню, на голову которого выливали вино, заменявшее медовый напиток древних времен. К действиям свадебного торжества относился и танец дружек «жениха-князя» — символ весенней грозы. Своими жупанами дружки «наводили» облако, стрелами «проли­вали» дождь, а в блеске сабель сверкали молнии.

Свадьба в понимании древних славян — шествие и завершение весны. Богиня-жрица, творящая весну, переносится на «княгиню-невесту», являющуюся главным лицом в свадебной мистерии. Невеста уподобляется воде и солнцу; и она же — прекрасная весна, расцветающая под облачным покрыва­лом, принесенным от далекого моря, от огненного камня Алаты­ря. Так описал свадебный обряд Н. Костомаров.

 

Отличный блог о музыке dayposlushat.ru.


Это интересно

Нахимов Павел Степанович

Нахимов Павел Степанович - флотоводец, герой Крымской войны. Родился в дворянской семье. В 1815 был зачислен в Морской кадетский ...


Пародонтоз и его предотвращение

Одним из заболеваний десен, которое практически не поддается лечению, является пародонтоз. Если вовремя не лечить это ...


“Крамольная книга” монаха Авеля

Русь всегда славилась святыми угодниками Божьими. Достаточно упомянуть такие имена, как Серафим Саровский, которого слушались даже дикие ...


Санкт-Петербург - уникальный город

Санкт-Петербург считается самым романтичным городом России. Его история необычна, он воспет многими великими поэтами. Побывав там раз, ...


  • Бальдр – бог весны

    Известный в Беларуси памятник архитектуры XIV века — Лидский замок ежегодно посещают десятки тысяч туристов. Это уникальное сооружение находится в городе Лида...

  • Индийские Боги

    Лжепророк - зловещая личность апокалиптических времен, являющийся духовным главой во времена Антихриста. Библия, также, как и Антихриста, называет его зверем. Антихрист...

Самые читаемые

Важность правильной постановки цели в бизнесе

Итак, каждое предприятие имеет свои цели. Если, к примеру, организация занимается благотворительностью, то ... Далее

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек ... Далее

Славянские мифы о сотворении мира

 Славянский миф о сотворении мира повествует, что все началось с бога Рода. Прежде, ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. ... Далее

© 2010-2018 Объектив-N: Предания и легенды