Купала и Коляда

Главная » Славянская мифология

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2Трудно представить себе, как именно понимали существо воды и огня наши предки. Во всяком случае, жизнетворная сила была присуща и священному «живому огню», и священной «живой воде». За пределами неба огонь и вода претворялись в мед, на­питок бессмертия; их чудесные свойства могли передаваться зем­ным огням и водам. «Мертвая вода» исцеляла раны, «живая вода» возвращала жизнь. Поскольку огонь и влага получали свою силу лишь в случае взаимодействия, то святой и целебной почи­талась на земле такая вода, которой коснулся огонь: Перунов ключ или колодезь, вода с опущенной в нее «громовой стрелкой», вода, заигравшая от положенных в нее горящих угольков, на за­ре упавшая роса, дождь из молниеносной тучи.

В некоторых религиях вода изображается как первоначальная материя женственного существа, из которой по­средством плодотворного прикосновения существа мужского про­изошли все вещи. В Индии это существо называют Сакти. Само по себе бездумное и холодное, женское существо изображается в виде влаги. Оттого и священная река Ганг носит название Сакти. При встрече с мужским существом огня — Шивой оно производит жизнь.

Без животворной силы све­та недвижная вода наполняет пространство в виде снега, льда, но когда свет и тепло пробуждает ее, она растекается и под влиянием света рождает и питает годовой мир. На этом основании славяне почитали воду. Страбон писал о жителях юго-западной Руси, что они по­клоняются рекам и источникам, а одна река у них называется именем божества Буг. Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что славяне призна­ют единого бога, но поклоняются рекам и источникам. У прибал­тийских славян один такой священный источник, к которому ходи­ли для поклонения, находился в дремучем лесу на острове Рюген. Подобный источник упоминается в г. Щецине (современная Польша).

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В «Житии князя Муромского» (XVI в.) говорится, что русские язычники «приносили требы озерам и рекам, прибе­гали к воде в немощах и повергали в колодези деньги...». А ведь и по сей день люди бросают монетки в фонтаны... Церковный устав князя Владимира запретил моления у воды. Многие мифологические существа родились в народном со­знании благодаря соединению представлений о свете и воде. Одно из таких существ — Морена. На праздник Купала делалось чу­чело   Морены,   гулявшие   прыгали   через   огонь,   затем   топили чучело в воде. Однако Морена заклю­чала в себе начала не только жизни, но и смерти. Такими же существами в античной мифологии были Диана и Артемида — божества добрые, свет­лые, но и они отождествлялись с гре­ческой Гекатой — мрачным смертонос­ным существом, покровительницей ноч­ной нечисти, колдовства. Слово «Ма­ра», «Маржана» означает (особенно у южных славян) вредное привидение.

У лужицких славян существовало поверье о прекрасной деви­це, которая с собаками блуждает по лесам и пугает зверей, особен­но в лунные ночи. Суеверы же боятся зайти в чащу и в полдень, чтобы не увидеть эту девицу. Интересно в данном случае совпадение славянских мифоло­гических сюжетов с широко распространенным в Грузии антропоморфным женским образом духа зверей по имени Дал или Дали: «королева Дал», «лесная царица», «повелительница зверей». У славян Дали ходит обнаженная и закрывается золотыми волосами. По представлениям горцев восточной Грузии, «хозяйка зверей» — это крошечная женщина с длинными волосами. Идя в лес, охот­ник брал с собой крошечную обувь в качестве подношения ей.

Праздникам Купалы и Коляды…

Имя   Купалы   на   санскрите   означало   «сиять»,   «блистать». Отсюда «купавый» — белый; «купать» и «кипеть» — связь огня с водой. Купала — праздник огня; купальские обычаи — ходить в баню и разжигать костры. Вообще день Купалы не только всенародный праздник наслаждения, торжество стихий и небесных светил, но и надо сказать – праздник разврата. Ведь в этот день девушки и парни, в поисках своей половины, не только гадают, но и часто предаются блуду и похотям. Православная церковь предупреждает об этом и не признает данный праздник.

Культ природы у древних славян – Купала и Коляда. Часть2В отличие от Купалы, Коляда — зимнее торжество, когда жи­вой огонь Купальских костров становится частным достоянием домашнего очага. С торжеством летнего солнцестояния (с Купалой) были тес­нейшим образом связаны свадебные обряды. Огонь и вода участвовали в брачном ритуале как очистительные силы; и чтобы испытать на себе их действие, свадебный поезд должен был проехать через пылающий костер, а невеста — умыться в реке ключевой водой. В свадебных песнях пели о березе, образ древа жизни воплощался в украшенном дереве; на свадебном каравае или над коморой, где этот каравай выпекался, устраива­ли «рай», полный цветов и птиц. Особый почет воздавался коню, на голову которого выливали вино, заменявшее медовый напиток древних времен. К действиям свадебного торжества относился и танец дружек «жениха-князя» — символ весенней грозы. Своими жупанами дружки «наводили» облако, стрелами «проли­вали» дождь, а в блеске сабель сверкали молнии.

Свадьба в понимании древних славян — шествие и завершение весны. Богиня-жрица, творящая весну, переносится на «княгиню-невесту», являющуюся главным лицом в свадебной мистерии. Невеста уподобляется воде и солнцу; и она же — прекрасная весна, расцветающая под облачным покрыва­лом, принесенным от далекого моря, от огненного камня Алаты­ря. Так описал свадебный обряд Н. Костомаров.

 

Отличный блог о музыке dayposlushat.ru.

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Загородное строительство

Городской шум, суета, выхлопные газы… Для многих горожан это источник постоянного стресса, ведущего к нервным срывам, а ...


Хранитель могил

С давних времен у разных народов считается грехом осквернять могилы, поскольку виновных в данном деянии обязательно настигнет Божий ...


Мара – богиня смерти

В славянской мифологии присутствует персонаж, которого боялись и всячески старались избегать. Это – богиня смерти Мара, ...


Сунь-цзы Искусство войны

Был человек, которой имел всего 30 000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? ...


Готовимся к туристическому походу

В наше время скоростей практически каждый человек стремится отдыхать на природе. Но, прежде чем отправиться в ...


Кто такой лепрекон

Лепрекон - в ирландском фольклоре небольшие существа, похожие на гномов, жившие на холмах Ирландии, чаще башмачники. Они постоянно ...


Греческий остров Санторини

В дни пиковой загрузки высокого сезона на Санторини ежедневно прибывают по 10 тысяч круизных туристов. Половина пассажиров ...


 

Самые читаемые

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых является ... Далее

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском ... Далее

Кто такие евнухи?

Многие наверняка слышали слово евнух. Однако не все знают его точного значения. ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды