Культ природы у славян

Культ природы у древних славянДревние славянские сказания, песни, прибаут­ки, поговорки близки по своему складу к древней поэзии «Вед», «Авесты», песням древних германцев. Где же расцвело песнопение у древних славян?

Его «праро­дительницей» была природа. Согласно древним поверьям, когда солнце получает новые силы от влаги и начинает светить обнов­ленным светом, пробужденная весной душа начинает творить песню. Пению учила вода. Народное выражение «как река льется» сохранило связь между пением и течением воды. Инте­ресно, что мелодия песни пережила века, хотя древние слова пе­сенного сказа утрачены и заменены новыми. Русская песня про­тяжна: в ней отразились огромные просторы и расстояния, на которых жили наши предки.

Сила народных верований проявлялась не только в складе народной песни, в ее исполнении, но и в общем строе ее ме­лодий. Образы, связанные с мифом, нередко определяли и содер­жание, песенных строф, и сам напев. В сохранившихся колядках прославлялось юное солнце, в подблюдных песнях огонь и вода предвещали судьбу, веснянки закликали огонь на землю.

Поэтичны славянские сказания о поклонению солнцу. Долгое время сохранялись обряды поклонения ему в начале весны и в начале осени. Ночью, где-нибудь на высоком месте, раскладывали хворост, за­жигали огни и, встретив солнце, приветствовали его песнями. В Польше девушки пекли к этому дню пирожки, выходили на заре в поле и, разложив их на белом платке, водили вокруг хороводы. Встретив солнце и поклонившись ему, делились пирожками с близкими.

Широко были распространены и сказки о солнце. Южносла­вянские и русские сказки воспевали солнце как доброе начало, которое указывало путь, убивало леших и чародеев, всех нечис­тых. Словаки верили в божественность солнца, называли его владыкой неба и земли, призывали его на помощь в за­говорах от недугов. У валахов был обычай гадать на утренней и вечерней зорях: если заметят перед восходом солнца там, где оно накануне село, розовое облачко в виде сер­па — жди войны; если «показывался» целый воин, то это было знамением военной удачи.

Обычно в старинных поверьях солнце почиталось в двух ви­дах: как видимое небесное светило, занимающее середину света, и как бог, как царь-солнце. Царство его вооб­ражали где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают к нам, а чертоги его должны быть на высоких священных горах. Там царь-солнце восседает на своем золотом престоле. Девы ему прислуживают, заплетают волосы и поют песни. Из них главные две — Заря утренняя и Заря вечерняя. Семь звезд ан­гелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвос­татых звезд, готовы к услугам царя-солнца. Звезда-денница ревниво смотрит за его белыми конями. К его семье принадлежат дядя солнца — старый месяц и семь его внуков.

Культ природы у древних славянВ чертогах царя-солнца весной, летом и осенью бывают праздники. Славяне верили, что от солнца зависят ветры, урожай, погода; что добрым солнце помогает, а преступных наказывает; одним дает счастье, других преследует. Солнце — защит­ник сирот, покровитель семейного очага и счастья. В славянской мифологии несколько солнечных божеств, свя­занных, по мнению исследователей, узами родства: Хоре, Даждьбог, Волос, Сварожич, Радегаст, Свентовит, Яровит, Ясон. Некоторые относят к этому ряду также Ладу, Лада, Живу. Эти верования уходят своими корнями в древнюю индоевропейскую мифологию.

По космогонии древних славян, год разделялся на две поло­вины: летнюю и зимнюю. Летнее полугодие более соответствова­ло общественной, публичной деятельности, зимнее — семейному быту человека, отдыху природы. Дни солнцестояния имели у древних славян важное значение, поэто­му поклонение и жертвоприношения огню как символу света ста­ли характерной чертой обрядовых игрищ и праздников славян, прежде всего Купалы и Коляды.

Огонь и вода почитались как божественные силы, образую­щие само естество природы. Совместные действия небесного огня со священной влагой, по мнению наших предков, порожда­ют все живое и взращивают древо жизни. Символом этого древа была береза или верба. Об этом упоминается в русском заклинании: «На море-оки-яне, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями». Остров Буян — чудесный остров, на нем лежит бе­лый огненный камень Алатырь, а вокруг камня, не увядая, цветет весна. Какое-то бесконечно далекое воспоминание скрыто в этом видении, в образе огня среди водных просторов.

 

Уроки Аристотеля

Священный бык египтян

Подвиги Тесея

Движение солнца и луны

Туристический полет на МКС

Если человеку окончательно осточертело все, что происходит вокруг него и в его жизни, то в качестве способа сбросить нервное напряжение можно ...


Летопись праровозостроения

Летопись праровозостроения состоит из истории рельс и истории поездов. Самое интересное что рельсы возникли раньше самих локомотивов. Гениальное изобретение Джеймса ...


Киевские ворота

Золотые ворота представляют собой памятник оборонного зодчества древней Киевской Руси. Во время правления Ярослава Мудрого город постоянно расстраивался, что потребовало увеличения строительных ...


Легенды Крыма

Прекрасная, душистая природа Крыма, многовековая и трагическая его история, в которой переплелись пути многих народов и племен нашей Родины, в ...


Государство Мидия

В 5 в. до н. э. по реке Галис проходила граница Мидии В 673 г. до н. э. мидийцы под руководством ...


Промышленный дизайн автомобилей будущего

Маленькому мальчику Эли всего четыре года, однако его мечта уже сбылась – недавно Эли оставил на одном из интернет-сайтов сообщение, что ...


Новые конструкции ветрогенераторов

Ортогональные ветрогенераторы. Он имеют несколько лопастей, которые располагаются параллельно вертикальной оси. Такая конструкция не Раздел о самодельных ветрогенераторах роторного типа, представлены ...