Главная » Славянская мифология

Культ природы у славян

Культ природы у древних славянДревние славянские сказания, песни, прибаут­ки, поговорки близки по своему складу к древней поэзии «Вед», «Авесты», песням древних германцев. Где же расцвело песнопение у древних славян?

Его «праро­дительницей» была природа. Согласно древним поверьям, когда солнце получает новые силы от влаги и начинает светить обнов­ленным светом, пробужденная весной душа начинает творить песню. Пению учила вода. Народное выражение «как река льется» сохранило связь между пением и течением воды. Инте­ресно, что мелодия песни пережила века, хотя древние слова пе­сенного сказа утрачены и заменены новыми. Русская песня про­тяжна: в ней отразились огромные просторы и расстояния, на которых жили наши предки.

Сила народных верований проявлялась не только в складе народной песни, в ее исполнении, но и в общем строе ее ме­лодий. Образы, связанные с мифом, нередко определяли и содер­жание, песенных строф, и сам напев. В сохранившихся колядках прославлялось юное солнце, в подблюдных песнях огонь и вода предвещали судьбу, веснянки закликали огонь на землю.

Поэтичны славянские сказания о поклонению солнцу. Долгое время сохранялись обряды поклонения ему в начале весны и в начале осени. Ночью, где-нибудь на высоком месте, раскладывали хворост, за­жигали огни и, встретив солнце, приветствовали его песнями. В Польше девушки пекли к этому дню пирожки, выходили на заре в поле и, разложив их на белом платке, водили вокруг хороводы. Встретив солнце и поклонившись ему, делились пирожками с близкими.

Широко были распространены и сказки о солнце. Южносла­вянские и русские сказки воспевали солнце как доброе начало, которое указывало путь, убивало леших и чародеев, всех нечис­тых. Словаки верили в божественность солнца, называли его владыкой неба и земли, призывали его на помощь в за­говорах от недугов. У валахов был обычай гадать на утренней и вечерней зорях: если заметят перед восходом солнца там, где оно накануне село, розовое облачко в виде сер­па — жди войны; если «показывался» целый воин, то это было знамением военной удачи.

Обычно в старинных поверьях солнце почиталось в двух ви­дах: как видимое небесное светило, занимающее середину света, и как бог, как царь-солнце. Царство его вооб­ражали где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают к нам, а чертоги его должны быть на высоких священных горах. Там царь-солнце восседает на своем золотом престоле. Девы ему прислуживают, заплетают волосы и поют песни. Из них главные две — Заря утренняя и Заря вечерняя. Семь звезд ан­гелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвос­татых звезд, готовы к услугам царя-солнца. Звезда-денница ревниво смотрит за его белыми конями. К его семье принадлежат дядя солнца — старый месяц и семь его внуков.

Культ природы у древних славянВ чертогах царя-солнца весной, летом и осенью бывают праздники. Славяне верили, что от солнца зависят ветры, урожай, погода; что добрым солнце помогает, а преступных наказывает; одним дает счастье, других преследует. Солнце — защит­ник сирот, покровитель семейного очага и счастья. В славянской мифологии несколько солнечных божеств, свя­занных, по мнению исследователей, узами родства: Хоре, Даждьбог, Волос, Сварожич, Радегаст, Свентовит, Яровит, Ясон. Некоторые относят к этому ряду также Ладу, Лада, Живу. Эти верования уходят своими корнями в древнюю индоевропейскую мифологию.

По космогонии древних славян, год разделялся на две поло­вины: летнюю и зимнюю. Летнее полугодие более соответствова­ло общественной, публичной деятельности, зимнее — семейному быту человека, отдыху природы. Дни солнцестояния имели у древних славян важное значение, поэто­му поклонение и жертвоприношения огню как символу света ста­ли характерной чертой обрядовых игрищ и праздников славян, прежде всего Купалы и Коляды.

Огонь и вода почитались как божественные силы, образую­щие само естество природы. Совместные действия небесного огня со священной влагой, по мнению наших предков, порожда­ют все живое и взращивают древо жизни. Символом этого древа была береза или верба. Об этом упоминается в русском заклинании: «На море-оки-яне, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями». Остров Буян — чудесный остров, на нем лежит бе­лый огненный камень Алатырь, а вокруг камня, не увядая, цветет весна. Какое-то бесконечно далекое воспоминание скрыто в этом видении, в образе огня среди водных просторов.

 

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Как всё успевать

Каждый день, как обычно, на нас наваливается куча дел, которые нужно было выполнить еще вчера, и ...


Водолет

Этот новомодный самокат на подводных крыльях в прошлом сезоне покорил всю Европу и теперь стал доступен для россиян. Это ...


Ворота дома - это его лицо

Ворота дома - это его лицо, с него начинается узнавание, отличие от соседей, уникальность. Если Дом находится ...


Американский проект лунной базы

Чем привлекает Луна ученых и конструкторов? Прежде всего тем, что она может стать уникальным тренировочным полигоном. Полет ...


Продлить срок службы документов - как на этом заработать

В любой сфере нашей деятельности мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством документов, которые печатаются на бумажных носителях. ...


Что такое Спарта?

Спарта - древнегреческий полис в Лаконике, превратившийся в крупное государство. По преданию, государственный строй в Спарте был ...


Кракен – гигантский осьминог

В океанской бездне водятся существа, даже малая часть которых не известна науке. Одним из них является ...


 

Самые читаемые

Ремесленники в Древнем Египте

Уже в раннем бронзовом периоде ремесленники Древнего Египта и Месопотамии производили ... Далее

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила ... Далее

Причины раздробленности Руси

Киевская Русь в годы своего расцвета была одним из самых мощных ... Далее


© 2010-2017 Объектив-N: Предания и легенды