Былина о Святогоре

Одно из главных мест в древнерусских сказаниях занимают повествования о богатырях. В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX столетий слово "былина" не использовалось. Было принято говорить о «гисториях» или «повестях», рассказывающих о богатырях, говорилось также о «древних российских стихотворениях». Среди критиков использовалось название «сказки в стихах», «поэмы в сказочном роде». В середине XIX в. выяснилось, что «гистории» и «древние стихотворения» в народном быту именуются «старинами» и «старинками». Причем их поют в своеобразной манере. В 40-е гг. XIX в. термин «былина» появляется в литературном обиходе. Особой популярностью пользовалась былина о Святогоре, богатыре огромной силы, имеющего к тому же очень высокий рост.

Славянские былины о Святогоре

Святогор и Микула Селянинович

Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства. Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Святогор и Микула СеляниновичСогласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная». У Микулы Селяниновича. согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя также являются центральными героинями былин.

Выехал однажды Святогор в раздолье – чистое поле и видит – идёт впереди него мужичок небольшой, невидный, идёт – не торопится, на плечах несёт сумочку перемётную.

- Постой немножко, - кричит Святогор мужичку вдогонку, - что за диво: еду, еду, а догнать тебя не могу!

Снял прохожий с плеч сумочку перемётную. положил её на землю, и приостановился.

Подъехал Святогор, спрашивает:

- А что лежит у тебя в сумочке?

- Подними, сам узнаешь, - отвечает прохожий.

Стал Святогор поднимать сумочку – а сумочка не шевельнётся, с земли не тронется, сколько ни старается над ней богатырь.

- Экое чудо! – говорит Святогор. – Сколько лет я скитался по свету, а не видал ни разу, чтобы нельзя было поднять, с места стронуть маленькой сумочки перемётной.

Слез Святогор с коня, схватил сумочку обеими руками, собрал всю свою диковинную силушку, приподнял сумочку выше колен и чувствует старый богатырь, что ушёл он по колена в землю, а по лицу не пот струится от натуги – кровь потекла богатырская.

Говорит Святогор прохожему:

- Добрый человек, скажи, не утаи, что у тебя в сумочке запрятано. Тяжко мне от моей силушки, одной рукой из земли дубы с корнями выворачиваю, а тут не могу поднять такой маленькой сумочки.

Отвечал прохожий:

- В сумке моей вся тяга земная спрятана; не под силу поднять всю земную тягу даже и тебе, старый Святогор.

- А как звать тебя, добрый молодец?

- Зовут меня Микулушка Селянинович.

И стал Святогор спрашивать у Микулушки:

- Скажи мне, молодой Микулушка Селянинович, как мне разузнать о судьбе своей?

- Поезжай-ка, богатырь, всё вперёд до распутья, а потом возьми влево к северным горам. Там у горы стоит под деревом кузница, увидишь в ней кузнеца: он тебе расскажет всю правду о судьбе твоей.

Поехал Святогор дорогой прямою; длился путь его три дня и три ночи; словно ветер нёс богатыря добрый конь, реки, моря перепрыгивал, широкие долины перескакивал.

На третий день пути увидал Святогор кузницу и кузнеца. Куёт кузнец два тонких волоса; огромные мехи раздувает.

Стал Святогор спрашивать кузнеца:

- Что куёшь, добрый человек?

Отвечает кузнец:

- Я кую судьбу: кому на ком жениться. Есть и для тебя суженая, живёт она в царстве Поморском, в престольном городе; только вот уже тридцать лет, как лежит больная красная девица, не встаёт с постели.

Не понравилось Святогору это предсказание. «Поеду я в Поморское царство, - думает себе богатырь, - да убью свою суженую; тогда не надо будет и жениться».

Задумано – сделано. Нашёл Святогор свою суженную; лежит красная девица в бедной избёнке, всеми покинута; вся корой обросла безобразной, двинуться не в силах.

Ударил Святогор девицу своей силою, да тут же сам и запечалился. Оставил на столе пятьсот рублей, чтобы схоронили по чести его суженую, да и прочь ушёл.

А девица очнулась от богатырского удара, посмотрела на себя, подивилась; сошла с неё кора, и стала она красавицей невиданной, неслыханной; очи у ней как у сокола, брови соболиные, сама бела как снег, на щеках румянец, словно заря алая.

Нашла она на столе пятьсот рублей; обрадовалась, накупила товаров, завела торговлю, золотой казной разжилась; пустилась на корабле по морю синему, судьбы искать в странах заморских. Прошёл о ней слух по всей земле: куда ни приедет, весь народ сбегается смотреть на красоту её неописанную. Приехала она к Святым горам, сам Святогор вышел на неё полюбоваться.

«Вот такую красавицу взял бы я за себя замуж!» - думает богатырь.

И девице Святогор полюбился. Сосватались они тут да и поженились. Рассказала однажды Святогору жена молодая о своей прежней жизни: как она больная лежала, как выздоровела, как заезжий богатырь денег ей оставил.

- Да ведь тот богатырь и был я сам! – сказал Святогор.

Подивились тут оба на судьбу свою, порадовались, что Бог их свёл; стали жить-поживать да добра наживать.

Святогор-богатырь

Святогор-богатырь, былины

Эта былина была включена в «Первую русскую книгу для чтения», составленную великим рус­ским писателем Львом Толстым для детей, обу­чавшихся в яснополянской школе. Первые строки повествуют нам о славном русском богатыре Святогоре, давно известном своими ратными подвига­ми и небывалой физической силой.

Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то, Святогор, он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою померяться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует — живчиком по жилкам разливается.

Богатырю трудно ощущать в себе свою мощь, ему не терпится истратить накопившуюся в нем силу.

Грузно с силы Святогору, как от бремени.

И промолвил Святогор-свет похваляючись:

«По моей ли да по силе богатырской

Каб державу мне найти, всю землю поднял бы».

То есть богатырь не находит достойного при­менения своей огромной силе. И вдруг, произне­ся эти хвастливые слова, Святогор видит вдале­ке идущего пешком путника:

С тех слов увидел Святогор прохожего —

Сдалека в степи идет прохожий с сумочкой, —

И поехал Святогор к тому прохожему,

Едет рысью, все прохожий идет передом, —

Во всю прыть не может он догнать прохожего. Закричал тут Святогор да громким голосом:

«Гой, прохожий человек, пожди немножечко. Не могу догнать тебя я на добром коне».

Прохожий, заслышав зов богатыря, останав­ливается, поджидая всадника.

Становился, с плеч на землю бросал сумочку. Наезжает Святогор на эту сумочку.

Своей плеточкой он сумочку пощупывал, — Как урослая, та сумочка не тронется.

Святогор пытается сдвинуть с места ношу, ко­торую сбросил на землю незнакомый прохожий, однако она словно вросла в землю.

Святогор с коня перстом ее потрогивал, —

Не сворохнется та сумка, не шевельнется.

Богатырь пытается поднять сумку рукой, но снова его старания безуспешны.

Святогор с коня хватал рукой, потягивал, — Как урослая, та сумка не поднимется.

Не выдержав, богатырь спешивается и хвата­ется за «сумочку» обеими руками, собрав все свои силы:

Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,

Он приладился, взялся руками обеими,

Во всю силу богатырску принатужился, —

От натуги по белу лицу ала кровь пошла,

А поднял суму от земли только на волос.

Хотя богатырю и удается приподнять ношу путника над землей, но это стоит таких неимоверных усилий, что сам Святогор «в мать сыру землю угряз». Потрясенный богатырь, только что похвалявшийся своей силой, по которой, как ему казалось, нет равных, обращается к пут­нику с вопросом:

А и что, скажи ты, в сумочке накладено?

Незнакомец отвечает Святогору:

Тяга в сумочке от матери сырой земли.

Источники: russkazka.narod.ru, vsesochineniya.ru, videouroki.net

Духи злыдни

Святогор и царица Пленка

Святой Иосиф в Египте

Китайская богиня Гуаньинь

Древний храм Афины

Древние храмы… Пожалуй – это одна из интереснейших и таинственных ниш для исследователей. Ведь сакральная старинная архитектура и найденные в ...


Так просто быть счастливым

Как много людей в мире считают себя несчастными. Это просто бич современности. Уровень счастья падает, людей все чаще одолевают депрессия ...


Атрибуты Бога

Священными местами у язычников могли быть различные природные объекты. Язычники приходили к особым камням со «следами», отправлялись в священные ...


Ортодонтия в стоматологии

Ортодонтия – это раздел стоматологии, занимающийся проблемами коррекции прикуса и выправлением неровных зубов. Само слово «ортодонтия» произошло от латинского «ровные зубы». ...


Что такое дольмены и для чего их строили

"Дольмен? Что это такое?" - могут спросить те, кто никогда не слышал такого названия. Слово кельтское, переводится как «каменный стол». Дольмены ...


Исландия: загадочный Рейкьявик

Далекая Исландия для туристов всегда остается загадкой. В этой стране переплелись современность и легенды прошлого. Это место, где огонь соседствует ...


Татарские боги

Татары пришли к исламу через понимание идеи о единобожии. Говоря, «О Всевышний!», они обращаются к единому Богу, Аллаху.  В ...