Былина о Дунае

Славянские былины  берут свое начало в далекие старые времена. В них отражается взгляд наших предков на рождение мира, богов добра и зла. Не обходят вниманием былины также богатырей, различных мистических существ, а также природные стихии. Показательным примером является былина о Дунае.

Дунай Иванович в былине...

Полноводные реки всегда были в большом почёте у славян. Они давали живительную воду, пищу, возможность судоходства, естественную защиту от врагов, кроме того, они загадочны по своей природе. Даже сейчас, когда на дно самых глубоких океанов уже опускались люди в скафандрах, батискафах и подводных лодках, водная пучина остаётся одной из самых неисследованных мест планеты. Во времена прошлые, они населялись самыми невообразимыми чудовищами и монстрами, они одушевлялись и даже боготворились. Не удивительно, что с реками у славян связано так много сказок, преданий и легенд.

Одной из самых удивительных и ярких былин, связанных с речной тематикой, является былина о Дунае. Дунай- вторая по протяжённости река в Европе, своим мощным видом внушала  к себе уважение. Многоводная артерия, которая прокладывает себе путь сквозь леса, долины и горы выглядит очень впечатляюще. Воды Дуная считались священными. В них происходили ритуальные омовения невест, различные гадания, традиционные ритуалы на праздники. Однако это далеко не всё. В древности река представлялась могучим героем богатырём Дунаем Ивановичем. Существует несколько вариантов былины.

Один из рассказов о богатыре говорит, что Дунай, направляясь в славный путь, встретил в поле богатыря. У Дуная и богатыря завязалась битва, в которой Дунай стал одерживать победу. После того как он повалил незнакомца на землю, и уже был готов сделать роковой удар, то увидел, что перед ним прекрасная богатырка. Богатырку звали Настасья . Своему победителю она рассказала, что поклялась своему батюшке в том, что выйдет замуж только за того, кто победит её в честном сражении. Этот сюжет очень популярен во многих культурах мира. Девушка предназначена только тому, кто сможет победить её.

После этого у Дуная и Настасьи происходит свадьба. На пиру во время свадьбы Дунай хвастается всем, что он лучший стрелок из лука. Настасья же со своей стороны утверждает, что искуснее стрелка, чем она, не сыщется на всём белом свете. Дунай предлагает своей возлюбленной немедленно состязаться в мастерстве стрельбы.

Условия состязания очень опасные. Каждый из них должен сшибить стрелой кольцо, поставленное на голову другого. Первой стреляет Настасья и попадает прямо в кольцо. Приходит время показать своё владение оружием Дунаю. Жена умоляла его отказаться от поединка, потому что в её утробе уже живёт "могуч богатырь" - сын Дуная. Однако тот не смог совладать с задетой гордостью. Последствия пьяного пира давали о себе знать. Первые две стрелы ушли мимо, а третья попала прямо в Настасью, убив её насмерть.

Дунай, не в силах стерпеть того, что натворил, поставил стрелу на землю остриём к себе и упал на неё грудью. Из крови возлюбленных родились две реки. Из крови Настасьи появилась Речка Чёрная или Настасья-река, а из крови Дуная - Дунай-река. Также и нерожденный сын Настасьи и Дуная превратился в один из притоков .

Былина - Бой Добрыни с Дунаем

О том, как долго боролись и не могли друг друга победить два богатыря, расскажет былина «Бой Добрыни с Дунаем». Везде путешествовал богатырь Добрыня, но не мог найти себе достойного противника. Как-то раз в чистом поле ему попался шатер, на котором была надпись с угрозой – если кто-то тронет этот шатер, то ему несдобровать. Добрыня выпил несколько чарок вина, разломал шатер и все, что там было , и лег спать. Пришел Дунай – хозяин этого шатра, и вызвал его на сражение.

Про Дуная (былина в картинах)

Исследователи былин Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий отмечают, что в поздних былинах намечается «отход от эпической монументальности», в этих былинах богатыри бывают подвержены человеческим слабостям, они могут оказаться в смешных ситуациях, но «от всего этого они не становятся менее любимы, а наоборот, делаются человечнее, теплее».

К числу таких былин принадлежит и былина о ссоре Добрыни с Дунаем. Окончание былины известно в трех вариантах: в одном Добрыня и Дунай мирятся, посчитав, что оба они правы, в другом — что оба не правы, в третьем — отправляются на суд к князю Владимиру, и тот безоговорочно осуждает Дуная и заключает его в темницу. Записи третьего варианта чаще всего встречаются в северных областях России. Объясняется это тем, что в условиях северной природы издревле существовал обычай оставлять в рыбачьих и охотничьих избушках съестные припасы и дрова для других рыбаков и охотников, или для заблудившихся путников. «Надписи», в которых Дунай запрещал что-либо трогать в своем шатре, представлялись северянам нарушением моральных норм.

Выезжал Добрыня в чистое поле, смотрел на все четыре стороны. Там, где солнце на закат идет — растут леса дремучие, на восходе — стоит стольный Киев-град, на полуночной стороне — высятся ледяные горы, на полуденной — степь расстилается, а посреди степи стоит шатер — не из белого полотна, из черного бархата.

Поскакал Добрыня в широкую степь, сошел с коня у чернобархатного шатра. Привязал коня к дубу, а сам вошел в шатер. Стоит в шатре стол белодубовый, кровать тесовая с пуховой периной, бочка зелена вина, а на бочке висит чарочка серебряная, позолоченная. Ни мала чарочка, ни велика — полтора ведра. А на чарочке надпись вырезана: «Кто из этой чарочки в моем шатре вина изопьет, тому живу не быть, от шатра прочь не уехати».

Говорит Добрынюшка: «Нам ли, молодцам, бояться угроз?» Наливал он чарочку до краев, поднимал одной рукой, выпивал единым духом. Первую чарочку выпил Добрыня для здоровьица, вторую — для весельица, а от третьей чарочки — разбуянился. Распинал Добрыня бочку зелена вина, растоптал чарочку серебряную, изорвал в клочья шатер чернобархатный. Оставил только тесовую кровать, лег на нее — и уснул.

Подъезжает тут к шатру его хозяин — богатырь Дунай Иванович. Говорит Дунай: «Кажись, не было ни ветру, ни бури, а все мое шатерышко развоевано!» Подъехал он поближе — увидел у дуба Добрынина коня, а на своей кровати — самого Добрыню.

Закипела во Дунае горячая кровь, расходились плечи молодецкие. Вынул он из ножен острую саблю, хотел Добрыне голову снести, да призадумался: «Сонному голову срубить — все равно, что мертвому! То не честь будет богатырская, не хвала будет молодецкая!» Стал Дунай Добрыню будить, закричал Дунай зычным голосом: «Ты вставай, поднимайся, невежа, пьяница!» Пробудился Добрыня с великого похмелья. Говорит ему Дунай: «Ты зачем разорвал мой бархатный шатер, распинал бочку зелена вина, растоптал чарочку серебряную?» Добрыня ему в ответ: «А ты зачем пишешь надписи со угрозами?» Схватились молодцы врукопашную. Сутки дерутся, и другие, и третьи. По колена в землю утоптались, а ни один другого не одолеет.

Проезжал невдалеке Илья Муромец. Чует — земля потряхивается. Говорит Илья: «Борются где-то удалые добрые молодцы. Надобно поехать да посмотреть, если русский с русским — так разнять, если татарин с татарином — так прогнать, а если русский с татарином — так помочь».

Поворотил Илья Муромец коня и поскакал туда, где боролись Дунай с Добрыней. Говорит им Илья Муромец: «Бог вам на помощь, удалы добры молодцы! Вы о чем деретесь, о чем боретесь? Или на широкой земле вам нынче стало тесно? Или под высоким небом вам стало низко?» Добрые молодцы Илью не слушают, пуще прежнего дерутся-борются.

Сошел тогда Илья со своего коня, схватил обоих в охапочку. Приутихли молодцы, рассказали Илье, отчего началась меж ними драка. Говорит Илья: «Оба вы, молодцы, не правы! Не надо было тебе, Добрынюшка, пинать бочку зелена вина, топтать чарочку серебряную, рвать шатер черно-бархатный. А тебе, Дунаюшко, не надо было писать надписи с угрозою».

Тут Добрыня с Дунаем и помирилися.

Источники: web-kapiche.ru, frigato.ru, www.lib.ua-ru.net, knigi1.ru, pikabu.ru, www.bolshoyvopros.ru, info.wikireading.ru

Замки Бретани. Часть2

Когда появилось алфавитное письмо в Финикии?

Гигантские крысы

Мумификация в Египте

Лесные духи в славянской мифологии

Лес. Как много в этом слове скрыто. Лес и пугает, и радует, и притягивает, прячет,кормит, одевает и, конечно, очень много духовно ...


Идеальный массаж

Сегодня не для кого не секрет, насколько благоприятное влияние оказывает массаж на здоровье человека. Поэтому важно периодически посещать spa салон, где массажные ...


Ноев ковчег

Ноев ковчег – упоминаемое в Библии и Коране судно, которое построил праведник Ной по велению Бога, решившего спасти семью ...


Индийская богиня-мать

 Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову ...


Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, сегодня под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал ...


Крымская война 1853-1856

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и ...


Чапаев Василий Иванович

Чапай Василий Иванович, сам он подписывался Чепаев и это не ошибка) — былинный командир и Усатый Нянь 25-й стрелковой дивизии времен Гражданской войны. Прославился ...