Ясон и золотое руно
Рано утром аргонавты стали держать совет.
— Выслушайте меня, друзья, — сказал Ясон. — Я вместе с Теламоном, Авгеем и сыновьями Фрикса войду во дворец Айэта и постараюсь уговорить его отдать нам руно добровольно. Если же он не уступит, мы решим, что делать дальше.
Покинув корабль, Ясон со своими спутниками вошли в город и вскоре приблизились к королевскому дворцу. С удивлением глядели герои на странную постройку, украшенную резными колоннами и карнизами, на двор, в котором били четыре фонтана, осененные роскошными деревьями. Из одного фонтана струилось масло, из второго — вино, из третьего — благовонное масло, из четвертого — кристально чистая вода. Здесь же высились медные быки, из пастей которых вырывалось пламя, и стоял плуг из чистого железа. Все эти удивительные вещи были сделаны Гефестом в благодарность солнечному богу Гелиосу, отцу Айэта, за то, что тот спас его однажды, во время битвы богов с гигантами, умчав на своей колеснице.
Из просторного двора Ясон и аргонавты прошли в зал, по обе стороны которого располагались многочисленные покои. В одном из них жил сам Айэт со своей супругой, в другом — его сын Абсирт. В остальных покоях жили две королевские дочери — младшая, Медея, и Халкиопа, вдова Фрикса. Медея была жрицей богини пророчеств Гекаты, и все дни проводила в ее храме. Сегодня же по тайному внушению богини Геры она осталась дома. Наконец, к путникам вышел сам Айэт со своей супругою Идией, и скоро весь двор наполнился ликовавшим народом. Слуги быстро приготовили царский обед, и гости уселись за столы.
— Итак, что же тебя привело к нам, чужеземец? —
обратился Айэт к Ясону.
Объяснив цель своего плавания, Ясон сказал, что золотое руно нужно ему для возвращения законной власти в Иолке. Но Айэт не поверил ему, решив, что внуки специально привели пришельцев, чтобы завладеть с их помощью царским троном. Как выглядело на самом деле золотое руно сегодня трудно представить, однако нет сомнения, что современный магазин пряжи счел бы за честь иметь в перечне своих товаров подобную вещь. Хотя, конечно, не многие смогли бы её купить. Ясон тем более не имел такой возможности и, прочитав во взгляде Айэта недоброжелательность, он стал убеждать царя, что ему и его друзьям ничего не нужно, кроме золотого руна, и что он готов выполнить любое поручение, чтобы воздать славу царю Колхиды.
— Что ж! — сказал Айэт. — Есть у меня два быка медноногих, изо рта выдыхающих пламя. Подведя под ярмо, я гоню их по ниве Ареса и вспахиваю всю ее плугом, а затем засеваю зубами дракона. Из зубов вырастают воины в медных доспехах, я их поражаю. Если действительно род твой идет от богов, ты не уступишь мне в мощи и сумеешь повторить мой подвиг. Лишь тогда заслужишь награду, которую так жаждешь получить. Не спешил Ясон с ответом, понимая, сколь трудное условие поставил Айэт.
— Много же помех создаешь ты, царь! — сказал он, наконец. — Но я принимаю твой вызов. С судьбой не спорят даже боги, так мне ли, смертному, ей сопротивляться. Суровый рок привел меня к тебе, и если мне суждена здесь гибель, я встречу ее достойно.
— Иди! — усмехнулся царь. — И знай: если дрогнешь или отступишь перед жарким дыханием быков, уж я позабочусь, чтобы впредь никто не дерзнул покушаться на мое достояние.
Встав из-за стола, вышел Ясон вместе с товарищами и Аргосом, который сделал знак братьям, чтобы они оставались на своих местах. Блистая красотой и мужеством, шел молодой герой. Влюбившаяся в него Медея провожала его восхищенным взглядом. Все ее мысли неслись к нему, вся дума была полна им одним. Горько заплакала она, уйдя в свои покои и понимая, что Ясон и золотое руно без её помощи останутся в Колхиде навсегда.
— Отчего разрывается от боли мое сердце?! — восклицала она. — Что мне до этого человека?! Если бы даже он был лучший из всех героев, он все равно должен погибнуть. И все же... О, если бы я могла спасти его от смерти! О ты, почитаемая Геката, помоги ему возвратиться невредимым!
После ухода Ясона Айэт собрал тайный совет колхидцев, рассказав им о Ясоне и аргонавтах, а также о том предложении, которое им сделал. Правитель также сообщил, что после того, как погибнет Ясон, необходимо обложить корабль деревьями и сжечь его вместе со всеми остальными чужеземцами. Это решение царя повергло в отчаяние Медею. Без колебаний она решила помочь своему возлюбленному. Встретившись с ним, она сказала:
— Знай, Ясон, что без помощи богини Гекаты, не одолеть тебе огнедышащих быков. По совету волшебницы я хочу передать тебе чудодейственное зелье, которое называют Прометеевым. Оно сделает тебя неуязвимым. Перед поединком натри свое тело этой мазью. В ней скрыта безмерная сила, и ты тотчас почувствуешь себя не только сильнее всех людей, но даже сильнее бессмертных богов. Этой же мазью ты должен смазать и все свое оружие; после этого никакое копье, никакой огонь не в силах будут повредить тебе. И еще один совет. Когда ты запряжешь быков и посеешь драконовы зубы, из которых вырастет войско витязей, кинь в толпу камень. Они бросятся на него и начнут драться между собой. Тогда ты легко с ними расправишься. После этого путь к золотому руну будет свободен. Разрывалось от боли сердце Медеи, когда она прощалась с героем. Любовь влекла ее в далекую Грецию, в то же время разлука с домом и родиной казалась ей невозможной. Но богиня Гера, желавшая, чтобы Медея явилась в Иолк, сумела вселить в девушку страстное желание навсегда соединиться с Ясоном.