Одиссей и Пенелопа
Телемах не мог сдержать слез радости и не мог никак поверить, что встретил долгожданного отца. Поразмыслив, отец и сын придумали план, как им действовать дальше. Первым делом, согласно этому плану, Одиссей пойдет за Телемахом в город и, попросившись на ночлег в собственный дворец, оценит обстановку, чтобы в удобный момент предпринять решительные действия. Когда подходящий момент наступит, Одиссей подаст знак Телемаху и двум своим верным слугам, чтобы поразить обидчиков, много лет посягавших на честь их семьи.
На другой день, Одиссей снова принял облик нищего и в сопровождении Эвмея пошел в город. На задней части царского дворца, он увидел старую собаку. Лишь только она услышала голос Одиссея, она тут же прижала уши, завиляв хвостом. Одиссей сразу узнал в ней Аргуса – своего верного пса. Двадцать лет назад Аргусу не было равных в остроте чутья, однако, оставшись один, верный друг за многие годы постарел и боевой дух утратил. Пес увидел Одиссея, и, дождавшись, наконец, хозяина, мирно испустил дух.
Насмешками и гнусными оскорблениями встретили женихи старого странника, в котором, конечно, никто не узнал Одиссея. Но Пенелопа остановила чувствовавших свою безнаказанность наглецов.
Вечером объевшиеся и пьяные женихи разошлись, не узнанный Одиссей и Пенелопа завели разговор. Пенелопа спросила, как чужестранец попал на Итаку. Старик сказал, что прибыл с Крита, где ему довелось узнать о приключениях Одиссея, которые тот претерпел, который, в свою очередь, также относится к царскому роду и в прошлом был могущественным и богатым. Пенелопа, не решаясь верить услышанным словам, спросила, во что был одет тот, кого нищий странник назвал Одиссеем. Старец назвал красный плащ, а также упомянул позолоченную пряжку в виде собаки, которая преследует лань. Услышав это описание, Пенелопа заплакала от радости, ведь этот плащ именно она подарила некогда мужу. Чтобы ободрить страдающую супругу, Одиссей заверил ее, что её муж жив и здоров, и вернется домой прежде, чем закончится этот месяц.
Обрадованная этой вестью, Пенелопа сразу же велела приготовить для странника теплую ванну и удобное ложе, но предусмотрительный Одиссей, поблагодарив ее за внимание, согласился лишь, чтобы одна из служанок омыла его ноги. Пенелопа позвала старую няньку Одиссея Эвриклею и попросила исполнить просьбу старца. Но лишь взглянув на странника, Эвриклея сразу заметила, что он очень похож на ее господина. «Все старики похожи друг на друга», — ответил на ее мысль странник.
Но когда Эвриклея стала омывать ноги, она увидела на стопе знакомый шрам. Этот шрам был оставлен диким вепрем, на которого Одиссей когда-то в детстве охотился со своим дедом Автоликом. Нянька уже была готова закричать, чтобы обрадовать царицу, однако Одиссей остановил её, попросив молчать и никому не говорить о том, что ей открылось. Ведь чтобы Одиссей и Пенелопа смогли дальше српокойно жить вместе, верную супругу нужно было избавить от наглых женихов.
Взволнованная Пенелопа села рядом с гостем, в котором она увидела мудрость и проницательность и стала просить совета, как ей быть дальше.
Кроме того, Пенелопа попросила странника помочь истолковать значение вещего сна, в котором большой орел, прилетев с гор, напал на двадцать гусей и поразил их, после чего, взлетел на самую высокую крышу, объявив, что гуси — не кто иной, как женихи, а он — Одиссей.
Одиссей ответил, что сон действительно пророческий и женихи будут обязательно изгнаны. Задумчивая Пенелопа, прежде чем удалиться в свои покои, поведала нищему, что желает объявить состязание между ненавистными ей женихами. Утром она прикажет воткнуть в землю на одной линии двенадцать жердей с кольцами на конце. Лишь тот, кто сможет натянуть тетиву лука Одиссея и пустит стрелу сквозь все кольца жердей, станет ее новым супругом...
Читать: