Гелиос – бог солнца
Яркое, ослепляющее своим светом, солнце… Поднимая взор в небо, мы совсем не задумываемся, а какие тайны оно в себе хранит? Быть может, после сотворения мира Бог поручил своим слугам следить за природными процессами, в том числе за солнцем? Или же, наоборот, так называемые божества, на самом деле, ангелы падшие с небес, самовольно вмешивались во владения Творца? Все это – грубые предположения, но действительно сложно объяснить, откуда же в наследии разных народов упоминаются существа, наделенные сверхспособностями. К примеру, древние греки приоткрывают таинственный занавес, повествуя о боге Олимпа Гелиосе и его семейной трагедии.
Каждое утро бог солнца Гелиос появлялся на золотой колеснице, запряженной четверкой белых крылатых коней (их имена – Свет, Блеск, Гром и Молния). Ночной путь Гелиоса был короче дневного, но этого времени было достаточно для отдыха. Народы, которых первыми и последними касались лучи солнца, назывались эфиопами. Они круглый год пользовались благосклонностью бога солнца и поэтому считались счастливейшими из смертных.
Греческий бог солнца Гелиос принадлежал к поколению титанов, считаясь сыном Гипериона и Тени, был братом Эос (Зари) и Селены (Луны). По своему возрасту бог солнца превосходил олимпийцев. Поэты и художники представляли греческого бога солнца прекрасным внешностью и облаченным в легкое, колеблемое ветром одеяние, со сверкающими глазами, и развевающимися по ветру волосами, прикрытыми либо лучистой короной, либо драгоценным шлемом. У Гелиоса была единственная слабость – из своих детей, больше всего на свете, он любил сына Фаэтона, рожденного от Климены, и не мог ни в чем ему отказать…
Земля была погружена во мрак ночи, когда бог солнца направился в конюшню, в которой храпели и били копытами, не выносившие замкнутого пространства, кони. Как всегда Гелиос подкатил золотую колесницу и впряг их в нее. В этот момент за спиной послышались шаги, и перед греческим богом солнца предстал Фаэтон. Взгляд Гелиоса стал еще радостнее и лучезарнее.
Отец! – воскликнул Фаэтон, – разреши мне проехать на твоей золотой колеснице. К завтрашнему утру я тебе ее возвращу.
Гелиос был удивлен и слегка поражен необычностью просьбы.
— Что это тебе вздумалось?! – проговорил он.
Бог солнца был строг и дал понять Фаэтону, что работу, которую он выполнял на протяжении мириада лет, – далеко не забава. Но юноша стоял на своем, настойчиво просил могущественного Гелиоса со слезами на глазах.
– Мои товарищи насмехались надо мной! Иначе они не поверят, что мой отец бог солнца.
Фаэтон пообещал отцу, что выполнит его работу ничуть не хуже. Гелиос предупреждал сына об опасности: “Подумай! Усидеть ли смертному в моей колеснице, если ни один из богов не берется ею управлять”. Однако Фаэтон слушать не хотел, обнял отца сколько было сил.
В итоге, греческий бог солнца проявил обычную человеческую слабость перед сыном и разрешил взять свою колесницу Фаэтону. Одев на голову сына венец, Гелиос приказал, ни в коем случае не выпускать из рук поводья, чтобы не случилось. Фаэтон быстро вскочил на золотую колесницу. В это же мгновение распахнулись ворота, и золотая колесница вылетела в открытое небесное пространство. Новое, не испытанное ранее чувство полета наполнило сердце юноши гордыней: «Я, правлю солнечной золотой колесницей, и весь мир взирает на меня».
Кони неслись на огромной скорости, об этом можно было судить лишь по тому, с какой стремительностью навстречу летели и скрывались за горизонтом звезды, как быстро растворялась в утреннем тумане Селена, но Фаэтон этого не почувствовал. Забыв обо всем, он гнал коней бичом. Внезапно золотая колесница наклонилась, Фаэтон испугался, поняв, что колеса выскочили из наезженной колеи. В этот момент в его памяти всплыли последние слова бога солнца Гелиоса, родного отца. Он крепче натянул поводья, но было поздно. Охваченная пламенем золотая колесница металась по небу. Небо потемнело, проявились звезды, каких еще не видели смертные. В другом краю горизонта виднелся искаженный лик Селены, совсем неузнаваемой царицы ночи.
Тяжелее всего пришлось Земле. Покрытые лесами горы превратились в огнедышащие вулканы. Некогда прохладные реки и озера закипели. Море вышло из берегов. Населявшие тогда мир драконы сгорали от невыносимой жары. И стала бы мертвой земля, если бы не Зевс, который выхватил из колчана одну из самых разрушительных молний и метнул в Фаэтона. Разбежались бессмертные кони великого бога солнца Гелиоса, а обломки золотой колесницы разлетелись по всему свету. И по сей день кое-где можно отыскать ее остатки – сплавившиеся куски небесного металла[1].
Долго искала морская богиня прах Фаэтона, пока не обнаружила его на берегу Эридана, сказочной реки. Спустя некоторое время жизнь вошла в свою колею. Только в небе остался Млечный Путь из дыма, след легкомыслия греческого бога солнца Гелиоса и безрассудства его несчастного сына.
[1] Существует целая группа ископаемых предметов, не поддающаяся классификации и далеко выходящая за хронологические рамки теории существования человека на Земле. Это так называемые неопознанные ископаемые объекты-НИО. Под этим названием объединены предметы искусственного происхождения, находимые в ненарушенных пластах горных пород.