Загробный мир Египта

Главная » Мифология Египта

Значительное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне верили, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: "Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес". Нужно отметить, что древние египтяне использовали неизвестные в настоящее время строительные методики. Во всяком случае, следы от высокотехнологичных инструментов обнаружены в Египетских древних постройках многократно.

Загробный мир в мифологии ЕгиптаНе меньшую загадку представляет собой и система верований древних египтян. В отличие от других народов, загробный мир Египта не включал в себя культ предков: они не поклонялись умершим родственникам, а по-родственному заботились о них. Важнейшим условием для хорошей жизни в ином мире было сохранение тела умершего. Надо отметить, что в этом есть некое сходство с православными традициями, согласно которым, тело должно быть предано земле и ни в коем случае не уничтожено. Православная церковь выступает против кремации.

Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса. По верованиям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Так, в одном из повествований древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.

Загробный мир Египта - суд перед богамиДля того, чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется "Сехет иару", что значит - "поле камыша", и жил там в безмятежности, его родственники должны были совершать определенные обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями: умершего изображали в повседневной жизни, на рыбалке, в кругу семьи и т.д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире Египта в реальность.

Чудесное "поле камыша" давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными  работами, в гробницу ему клали "ушебти" – статуэтки, над которыми произносили заклинание: "Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - "Вот мы!", - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего".

Испытания на пути в загробный мир...

Прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание – предстать перед богами древнего Египта, - судьей Осирисом и сорока двумя богами, заседающими в Чертоге Истины. "Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество", - говорится в одном из древнеегипетских текстов.

В загробном мире Египта человек в свою защиту должен был произнести речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян - "Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял плакать"; и о религиозных предписаниях - "Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня"; и о правилах общежития - "Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды".

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: "Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной".

Боги Тот и Анубис записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов - их живыми воплощениями. Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. После смерти он сливался со своей божественной сущностью. Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы – пирамиды, которые и по сей день таят в себе еще уйму неразгаданных загадок.

Комментарии: 0



Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Столица Византии

После трехдневного штурма турецкое войско захватило Константинополь, положив конец истории христианской Византийской империи. В 658 году до ...


Князь Олег Вещий

После смерти Рюрика в 879 г. из-за малолетства его сына Игоря князем Новгородским стал его родственник Олег. Князь Олег был ...


Кредит и основные принципы кредитования

Сегодня кредит относится к сложной финансово-экономической категории. Сделка по кредиту, основанная на заимствовании и использовании чужих ...


Царь Агамемнон

Греческое войско, готовое к отплытию, не могло тронуться с места по причине гнева Артемиды, потребовавшей в жертву дочь царя Агамемнона. По ...


История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. Когда сотворение мира былозавершено, Господь ...


 

Самые читаемые

12 подвигов Геракла

Легенды Греции донесли до нас 12 подвигов Геракла, каждый из которых ... Далее

Система летоисчисления в Древнем Египте

История европейского календаря начинается в Древнем Египте около 4000 лет до ... Далее

Немейский лев

Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Тот поручил герою ... Далее

Богиня Афина

 Миф о богине АфинеБогиня Афина, в легендах Греции считается богиней мудрости, ... Далее


© 2010-2016 Объектив-N: Предания и легенды