Бог Египта Атум. День вне времени
Бог Атум у древних Египтян ассоциировался с сотворением мира, и первое, что он сделал - создал себя...
День вне времени и Атум
Среди гор, возвышающихся вдоль берегов Нила, под жарким солнцем в древние времена простиралось царство Та-Кемет — Черная Земля. Так называли свою страну древние египтяне. Но «черная» — это не значит выжженная или мертвая, наоборот — живая, плодородная земля. А вот Красная Земля находилась по другую сторону горных хребтов; там — настоящая пустыня, царство злобного смертоносного бога Сета. В зеленой же долине — царство жизни. Речной бог Хапи — в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений — каждый год дает приказание реке разливаться вширь. А когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой черного плодородного ила.
Здесь жители Та-Кемет построили города, возвели прекрасные дворцы и величественные храмы. Один за другим плывут корабли к южным каменоломням, в которых добывается гранит и песчаник. Каменные глыбы доставляют к берегу и грузят на палубы, после чего корабли отправляются в обратный путь. Кипит жизнь в Та-Кемет. Ломятся заполненные до отказа зерном амбары, зреют плоды во фруктовых рощах.
Так, предположительно, выглядела древняя страна в обозримом прошлом. Но в более древние времена все выглядело совсем по-другому. На месте городов с их дворцами, храмами и оживленными рыночными площадями был один безграничный и бездонный океан по имени Нун. Он воплощал в себе одновременно четыре таинственных лика — Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьму – очень мрачное зрелище! Холодные воды Нуна неподвижны, подобно застывшему времени. Тогда не было ни воздуха, ни тепла, ни света, но все было окутано первозданным мраком и гнетущей тишиной. Проходили тысячелетия, а океан Нун пребывал в состоянии неподвижности. Это был день вне времени, длящийся невероятно долго. Но однажды случилось чудо. Первозданная бездна вод внезапно заколебалась, и на ее поверхности явился великий бог Атум — первый бог во Вселенной.
— Я существую! — воскликнул он — и вся Вселенная содрогнулась от его громового голоса. Он возвестил начало сотворения мира и жизни.
— Я сотворю мир, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана!
Сначала Атум стал искать в Океане некое твердое место, но вокруг не было ничего, кроме неподвижных вод Нуна. Вокруг же все было объято непроницаемым мраком и мертвым безмолвием. В океане не было ни одного участка суши, куда можно было бы опереться. Мрачная пучина клокотала, как бы желая поглотить Атума. Пенился похожий на чудовищную пасть водоворот и пытался затянуть бога в свое жерло. Для сотворения мира необходимо было незамедлительно создать землю, хоть небольшой островок.
С невероятным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес особые слова. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пены из бездны возник холм Бен-Бен, что значит Изначальный Холм.
Египетский бог Атум и урей
Как только Атум почувствовал под ногами землю, он стал размышлять о дальнейшем сотворении мира. Он решил, что нужно создать других богов! Однако кого именно? Если бога плодородия, то еще земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай. Если бога воздуха и ветра, то ветер приведет в движение мертвый Океан. А если мир придёт в движение, то все, что Атум затем сотворит, будет сразу разрушено и вновь превратится в хаос. Любая творческая деятельность бессмысленна до тех пор, пока в мире нет порядка и законов.
И тогда Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз и навсегда установленный закон жизни. Приняв это мудрое решение, Атум начал непосредственно сотворение мира. Он извлек из своего рта Шу — бога ветра и воздуха. Таким же образом явилась на свет Тефнут, богиня мирового порядка — женщина с головой львицы. Так появилась первая божественная пара.
При первом же появлении Шу и Тефнут безбрежный Нун воскликнул: «Да произрастут в них энергия и душа!» И Атум, вдохновленный столь великой поддержкой, вдохнул в своих детей главную силу Ка — воплощение физической и духовной мощи всякого существа. Однако случилось непредвиденное. Из-за великого мрака, окутываюего в то время Вселенную, Атум потерял из виду своих детей. Сколько не кричал он в непроглядную темноту, ища Шу и Тефнут, ответа не было. Атум горестно рыдал, ведь Шу и Тефнут могли затеряться в Океане или даже погибнуть в необъятной бездне.
В отчаянии Атум извлек свой Всевидящий Глаз и, обратившись к ному, воскликнул:
- Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан Нун, и отыщи моих детей Шу и Тефнут.
Глаз отправился в Океан, а Атум, поднявшись на вершину Бен-Бен, сел на землю и стал ожидать. Медленно шло время, проходили столетия за столетиями. Всюду был мрак, тишина и холод. Потеряв уже надежду снова увидеть своих детей, Атум воскликнул:
— Что же мне делать? Я навеки потерял своих сына Шу и дочь Тефнут, и вдобавок лишился собственного Глаза!
Не видя другого выхода, Атум создал себе новый Глаз и поместил его в пустую глазницу. Но лишь только он это сделал, ему показался вдали неясный шум. Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился все громче и громче. Кто-то шел к первозданному холму и разговаривал... И Атум узнал их: это были голоса его детей! После многолетних поисков Всевидящий Глаз все-же нашёл Шу и Тефнут в Океане и теперь привел их к холму Бен-Бен, где на протяжении многих веков горевал безутешный отец. Не веря этой вести, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем оросили землю. Но когда Шу и Тефнут взошли на холм и бог бросился им навстречу, Глаз, побагровев от ярости, прохрипел:
— Что это значит? По твоему слову я отправился в Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе величайшую службу, а ты тем временем создал для себя новый Глаз и поместил его туда, где по праву должен быть я!
— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб, откуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю.
Но оскорбленный Глаз не хотел ничего слушать. Желая отомстить богу, он обратился в ядовитую змею и с грозным шипением обнажил смертоносные зубы, нацеленные в Атума.
Атум безо всякого страха взял змею в руки и поместил ее у себя на лбу. С тех пор змея-глаз, получившая название «урей», стала украшать короны всех бессмертных богов и великих фараонов. Таким образом Бог Египта Атум стал первым, кто стал обладателем урея. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он испепелит их своими лучами, таким образом, защищая и оберегая законы мироздания.